Потомки первопоселенцев: в родном краю – как в раю

Сегодня большую часть населения Пензенской области составляют русские, но коренным населением нашего края является мордва

Потомки первопоселенцев: в родном краю – как в раю

Именно на нашей земле начался процесс формирования, или, как говорят ученые, этногенеза, мордовского народа, и отсюда он стал расселяться в другие места. Именно в Сурском крае были обнаружены самые древние памятники мордовской культуры – Селиксенский (с. Кижеватово), Усть-Узинский (Шемышейский район), Ражкинский (Н.-Ломовский район) могильники, которые датируются II–IV веками н. э.

Потомки первопоселенцев свято берегут свои язык, историю и традиции. Об этом нам рассказала председатель общественной организации «Региональная мордовская нацио­нально-культурная автономия Пензенской области» (РМНКА) Елена Первушкина. 

– Елена Григорьевна, как давно существует автономия и какова ее численность? 
– Официально организация была зарегистрирована в 2003 году. Базируемся мы в Пензе, но работа по сохранению языка и национальной самобытности ведется во всех районах: это Бессоновский, Белинский, Городищенский, Лопатинский, Камешкирский, Никольский, Наровчатский, Малосердобинский, Сосновоборский, Шемышейский, а также Пенза и Кузнецк. В Заречном, Спасском и Иссинском районах тоже есть представители, но немногочисленные. 

Основателем и первым председателем автономии является Василий Прошкин – уроженец села Шугурово Сосновоборского района (в его честь названа сельская школа), заслуженный работник культуры. С 2014 по 2018 год автономией руководил известный пензенский историк, общественный деятель, профессор Владимир Первушкин (сейчас он занимает пост председателя правления). 

Многие называют мордовское население в нашем регионе диаспорой. Это неправильно. Наравне с татарами-мишарями мы являемся коренным народом. Сегодня наша организация насчитывает более тысячи активистов. А всего, согласно переписи 2010 года, мордвы в области проживает 55 тысяч человек. Конечно, уходят старожилы, кто-то забывает про свои корни, ассимилируется. Ждем, что покажет новая перепись. 

Пока по национальной численности мордвы Пензенский регион находится на третьем месте после Мордовии, обгоняет нас только Самарская область. Мордва – самый большой народ финно-угорской языковой группы, и мы встречаемся на различных съездах, форумах, нас активно поддерживают в Совете Федерации страны. 



– Какие направления работы вы считаете основными?
– Главная цель – сохранить и передать подрастающему поколению наши традиции. Поэтому много внимания уделяется сохранению национальных языков – мокши и эрзя. Например, эрзянский язык как отдельный предмет изучают в селах Шугурово и Вачелай Сосновоборского района. Мокшанский язык факультативно изучается в селах Новые Пичуры Наровчатского района, Колдаис Шемышейского района. В других населенных пунктах регулярно проводятся тематические факультативные занятия, открытые уроки, посвященные национальной культуре. Автономия помогает школам с учебными пособиями: мы сотрудничаем с Министерством образования Республики Мордовия, и литературу нам предоставляют бесплатно. 

Основная наша проблема в образовательном плане – это кадры. Хотелось бы, чтобы больше энтузиастов приходило в наши школы. А вторая беда – убыль населения. Люди уезжают из сел, где язык легче сохранить и передать. В итоге сокращается количество учащихся в школах. Некоторые учебные заведения приходится в прямом смысле отвоевывать. Например, недавно хотели закрыть школу в селе Старая Яксарка (Шемышейский район). Пришлось доказывать, что там речь идет не только об образовании, но и о сохранении традиций.



– Дети могут продемонстрировать знание языка где-то, кроме дома и школы?
– Конечно. 16 апреля по всей Пензенской области мы отмечали Всероссийский день мордовских языков. Уже не первый год наши дети пишут всероссийские диктанты на мокшанском и эрзянском языках, принимают участие в межрегиональных и всероссийских конкурсах, которые проводятся в Республике Мордовия. Особенно часто отличаются воспитанники Елены Несяевой – преподавателя мордовского языка из села Вачелай Сосновоборского района.   

– Помимо образовательных, какие вопросы приходится решать автономии?
– Второе важное направление – это культура. Мордва – творческий, музыкальный народ. Практически в каждом нашем селе есть хореографические и фольклорные коллективы. Чтобы это направление развивалось, людям надо выступать, обмениваться опытом и традициями. Для этого нужен национальный проект или праздник. Самым масштабным мероприятием стал областной фестиваль мордовской культуры «ВАСТОМА», что на обоих языках обозначает «встреча». Мы решили, что будем проводить его в сентябре. Впервые фестиваль состоялся в 2018 году, и там встретились все мордовские коллективы Пензенской области. Сейчас полным ходом идет подготовка к третьему фестивалю (в 2020 году мероприятия не было из-за пандемии). В последнем концерте участие принимали 28 коллективов из 14 районов области. Это мероприятие вызвало резонанс, дошедший до Дальнего Востока, и к нам просятся теперь коллективы из других регионов.  



– Кстати, обряды и традиции – отличный материал для туристических маршрутов. Это направление вы каким-то образом развиваете?
– Да. В Никольском районе, например, большой популярностью пользуется экскурсионная программа в старинное эрзянское село Карамалы. Там туристов знакомят с историей народа, показывают фольклорный праздник. 
Недавно мы запустили еще один важный проект – не туристический, а краеведческий. В 2020 году была объявлена акция «Вклад мордовского народа в победу над фашизмом». Эту инициативу поддержали учителя, школьники, просто жители. Люди присылают нам материалы о родственниках, соседях. Статьи о 63 героях уже размещены на нашем сайте mordvapnz. ru. Надеемся потом собрать материалы в книгу или альбом. Народная память – это то, без чего летопись нашего края и ее осмысление будут неполными.  

Гордость народная

Мордву характеризуют как гостеприимный и скромный, талантливый и музыкальный народ. Его представителям свойственны упорство в достижении целей, трудолюбие, верность в службе. 

Пензенский край в разные годы прославили:
журналист-международник, писатель, дипломат Алексей Лежиков (Шемышейский район); заслуженная артистка РСФСР, исполнительница народной песни Лидия Русланова (Прасковья Лейкина, Малосердобинский район); Герой Советского Союза, пограничник  Андрей Кижеватов (Бессоновский район); создатель первого советского мордовского букваря, депутат I Государственной думы Григорий Ульянов (Камешкирский район); мордовский поэт, заложивший основы поэтики и метрики мордовского литературного стихосложения Яков Григошин (Шемышейский район).



Нашим современником, который прославил мордовский народ далеко за пределами Пензенской области, является Владимир Первушкин — доктор наук, профессор ПГУ, заслуженный деятель науки Республики Мордовия, почетный член исполнительного комитета Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, советник врио губернатора, член Всероссийского совета Союза краеведов России, председатель Региональной общественной организации краеведов Пензенской области, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Он является автором книг «Мордва Пензенской области», «Средневековая культура мордвы». Родился в 1957 г. в городе Пензе. В 1975 г. окончил среднюю школу № 41 г. Пензы. В 1983 г. окончил Пензенский государственный педагогический институт им В.Г. Белинского; в 1993 г. — аспирантуру Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при правительстве Республики Мордовия. Работал учителем истории и английского языка в средней школе № 46 г. Пензы (1983—1985); научным сотрудником Пензенского областного краеведческого музея (1985—1991). В настоящее время — профессор Пензенского государственного университета.

Блины по-старояксарски

Худрук ансамбля «Яксарочка» Ольга Зоткина поделилась рецептом вкуснейших дрожжевых блинов, который передается в семье из поколения в поколение. 



На 850 мл жирного молока понадобится 500 мл воды, 500 г пшеничной муки, 150 г манки, 100 г пшенной крупы, 2 крупных яйца, 50 г сливочного масла, 50 г сахара, 50 мл растительного масла, 20 г дрожжей, 1 ч. ложка соли. 

Из пшенной крупы сварить вязкую кашу на воде, остудить. В кастрюлю на 3—4 литра насыпать 150 г манки, залить ее 250 мл теплого молока. Перемешать и добавить 2 яйца, посолить. Взбить все венчиком и оставить для набухания крупы. 

В отдельной посуде в 50 мл теплого молока развести дрожжи и добавить сахар. Оставить на 10—15 минут.
Смешать пшенную кашу и манную массу, добавить молоко с дрожжами и сахаром, снова перемешать, небольшими порциями ввести пшеничную муку и замесить тесто. Поставить в теплое место, чтобы оно увеличилось в объеме в два раза. Затем обмять его, влить оставшееся молоко, хорошо вымесить, дать отдохнуть 10 минут. 

Выпекать блины с двух сторон на сковороде под крышкой на среднем огне.

Цифра
Согласно переписи 2010 года, мордвы в Пензенской области проживает 55 тысяч человек.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER