Послевкусие сахара
Транспортировка сахарной свеклы дорого обходится жителям сел и деревень Земетчинского района.
В Земетчино мы спросили у таксистов дорогу на село Усердино. Ответили нам вопросом на вопрос:
— А вы надеетесь туда проехать?!
Сами «шашечки» в Усердино заказы не берут. Но мы все равно до конца не прочувствовали ситуацию. Лишь на подъезде к сахарному заводу стало ясно, насколько все серьезно.
Навстречу шли и швартовались у заводской проходной огромные, словно океанские лайнеры, КАМАЗы с прицепами, груженые доверху сахарной свеклой. Рядом с ними легковушки проплывали ореховыми скорлупками.
Таким многотонникам разбить дорогу ничего не стоит. И она разбита.
25 матерей и бабушек из сел Усердино и Пешенское написали в редакцию, что дети, которых отвозят на школьном автобусе в районный центр на учебу, ежедневно подвергаются смертельному риску.
— Из-за плохой дороги школьный автобус идет около часа, а ведь расстояние только 18 километров, — жалуются люди. — Вывоз свеклы осуществляется непосредственно с грунтовой дороги, на асфальт выносятся тонны грязи, которая не убирается.
В один из дождливых дней, когда дорожное полотно стало словно каток, родители просто не отпустили ребят в школу.
— Если сейчас не произвести хотя бы ямочный ремонт, наши села будут полностью отрезаны от районного центра!
Жертвы урбанизации
Проблема эта с бородой. Дорога из Усердино в Земетчино капитально не ремонтировалась аж с 1974 года. Но до недавнего времени взрослые не переживали за жизнь детей, потому что в Усердино была школа.
Не так давно ее реорганизовали из основной в начальную, а в 2010 году, в связи с оптимизацией сети образовательных учреждений региона, закрыли совсем.
— А что делать? — вздыхает начальник районного отдела образования Наталья Кутырчева. — В 30-е годы в селе Усердино проживало до 2 тысяч человек, а сейчас, вместе с населением соседнего Пешенского, наберется немногим более 200. Понятно, что и детей стало гораздо меньше…
Кому ремонтировать?
Между селами Усердино и Пешенское — полевой пункт приема сахарной свеклы. Отсюда тяжелая техника будет вывозить корнеплоды на завод даже зимой. По той самой единственной дороге...
Специалисты предприятия «Земетчинодорсервис» подсчитали: чтобы сделать новую трассу в щебеночном варианте, необходимо 30 миллионов рублей, а в асфальтовом — все 50.
У районных властей таких денег нет. Весь годовой бюджет поселка Земетчино, самого богатого населенного пункта в районе, — 23 миллиона.
Было бы справедливо, если бы дорогу ремонтировал тот, кто ее разбивает.
Но у виновника — местного предприятие «Союз-Агро» — своя правда.
— Много лет сельскохозяйственные предприятия лежали на боку, только-только начали вставать на ноги, — говорит заместитель директора Сергей Писарев. — Сегодня мы — крупнейшее предприятие в Пензенской области и по объемам производства, и по посевным площадям. Ежедневно, в круглосуточном режиме, вывозим на сахарный завод по 40-45 тонн свеклы.
— Мы понимаем, что доставляем неудобство жителям района, — продолжает Сергей Владимирович, — но использовать для перевозки менее мощные машины не можем — это существенное увеличение затрат. Совсем не работать? Тогда встанет крупнейшее производство района — сахарный завод, который мы обеспечиваем сырьем на 75 процентов.
По словам замдиректора, в этом году предприятие планирует получить прибыль около 20-30 миллионов рублей:
— Сами понимаете, это не та сумма, которая позволила бы полностью взять на себя заботы о ремонте. А кроме того наше предприятие существует всего восемь лет, тогда как дорога в аховом состоянии — уже почти сорок. Почему же мы одни должны отвечать за все грехи разом?
На все ямы не хватит
Дорога находится на балансе Пензенской области. И по идее ремонтировать ее должны за счет регионального бюджета.
Но если бы одна Усердинская магистраль была разбита!..
— Ежегодное разрушение межпоселенческих дорог во время уборочной страды из-за транспортировки сахарной свеклы стало очень серьезной проблемой для всех поселений в Пензенской области, по соседству с которыми свекла выращивается, — признают в региональном министерстве сельского хозяйства.
Так что у налогоплательщиков не хватит денег, чтобы исправить последствия хозяйственной деятельности ВСЕХ предприятий! А, главное, где гарантия, что отремонтированное полотно снова не придет в негодность из-за тяжелой техники?...
В тот день до Усердино мы так и не добрались.
Наш водитель Сергей Викторович сказал, что если мы по этим колдобинам поедем, подвеска у редакционной машины полетит.
… И все же «Союз-Агро» привез из Иссинского района 500 тонн щебня на 0,5 миллиона рублей и на днях начал засыпать самые глубокие ямы. Правда, не по одному только Усердинскому направлению. Увы, этого явно недостаточно.
Резко высказалась местная мамочка, у которой 10 детей (ее младшие ездят на школьном автобусе в 9, 5, 4 и 2 класс, а самая маленькая пойдет в школу в следующем году):
— Одну яму засыплют, а соседнюю, такую же глубокую, обойдут стороной.
Понятно, что в следующие годы проблема будет только усугубляться. И где выход, непонятно.
Пока же вся надежда на водителя автобуса, на то, что он не расслабится ни на секунду во время своего ежедневного «гигантского слалома» до Земетчино и обратно, что довезет детей в целости и сохранности.
К счастью, по словам начальника Земетчинской ГИБДД Сергея Романушкина, за год никаких аварий и происшествий на этой дороге не случилось.
КСТАТИ
Трудно, но надо
Некоторое время назад в Земетчинском районе существовал внебюджетный фонд, распорядителем которого выступали власти Земетчинского района.
«Союз-Агро» платил с каждой сданной на сахарный завод тонны 100 рублей, а сахарный завод — 150 рублей за каждую принятую тонну.
Правда, у фонда не было попечительского совета, так что говорили о его непрозрачности. Но на эти деньги выполнялись многие социальные проекты, в том числе и по ремонту дорог.
— К сожалению сейчас его не существует, а жаль, мне кажется, что идея была правильная, — считает Сергей Писарев.
В министерстве сельского хозяйства ссылаются на опыт Каменского района.
— Там собственник сахарного завода ежегодно проводит покрытие подъездных полевых дорог и восстановительный ямочный ремонт асфальтового покрытия щебнем, — говорит министр сельского хозяйства Иван Фирюлин. — Как ни сложно производителям и переработчикам находить в своем бюджете средства на подобные цели, это надо делать.
Автор: фото автора
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Пензенская делегация участвует в Международной выставке-форуме «Интурмаркет»
Мероприятие проходит в Нижнем Новгороде
В Пензенской области на карантин закрыто 11 школ и детский сад
По области сохраняется высокая заболеваемость ОРВИ
В Пензе герои СВО встретились со студентами колледжа
С молодежью поговорили Игорь Февралев и Андрей Порунов
Сбер увеличил число сервисов для защиты близких от мошенников
Теперь клиенты могут выбирать себе помощника для подтверждения или отклонения подозрительных операций
Жители Поволжья вложили в обезличенные металлические счета в Сбере почти в 2 раза больше средств, чем годом ранее
Драгоценные металлы — традиционный защитный активПолучите навыки в IT-сфере: станьте участником «Цифрового марафона — 2025»
В Пензенской области появятся новые рабочие места: при поддержке Сбера запускается производство полистиролбетона
Пензенские самозанятые приняли участие в ярмарке «Мой бизнес»
Где удобно вам: выездной сервис Сбера в Поволжье стал востребованнее в 3 раза

Пензенец принимает участие во всероссийском «Кубке Защитников Отечества» по зимним видам спорта
Виталий Салтыков пробежит на лыжах дистанцию 3 километра