Послевкусие сахара
Транспортировка сахарной свеклы дорого обходится жителям сел и деревень Земетчинского района.
В Земетчино мы спросили у таксистов дорогу на село Усердино. Ответили нам вопросом на вопрос:
— А вы надеетесь туда проехать?!
Сами «шашечки» в Усердино заказы не берут. Но мы все равно до конца не прочувствовали ситуацию. Лишь на подъезде к сахарному заводу стало ясно, насколько все серьезно.
Навстречу шли и швартовались у заводской проходной огромные, словно океанские лайнеры, КАМАЗы с прицепами, груженые доверху сахарной свеклой. Рядом с ними легковушки проплывали ореховыми скорлупками.
Таким многотонникам разбить дорогу ничего не стоит. И она разбита.
25 матерей и бабушек из сел Усердино и Пешенское написали в редакцию, что дети, которых отвозят на школьном автобусе в районный центр на учебу, ежедневно подвергаются смертельному риску.
— Из-за плохой дороги школьный автобус идет около часа, а ведь расстояние только 18 километров, — жалуются люди. — Вывоз свеклы осуществляется непосредственно с грунтовой дороги, на асфальт выносятся тонны грязи, которая не убирается.
В один из дождливых дней, когда дорожное полотно стало словно каток, родители просто не отпустили ребят в школу.
— Если сейчас не произвести хотя бы ямочный ремонт, наши села будут полностью отрезаны от районного центра!
Жертвы урбанизации
Проблема эта с бородой. Дорога из Усердино в Земетчино капитально не ремонтировалась аж с 1974 года. Но до недавнего времени взрослые не переживали за жизнь детей, потому что в Усердино была школа.
Не так давно ее реорганизовали из основной в начальную, а в 2010 году, в связи с оптимизацией сети образовательных учреждений региона, закрыли совсем.
— А что делать? — вздыхает начальник районного отдела образования Наталья Кутырчева. — В 30-е годы в селе Усердино проживало до 2 тысяч человек, а сейчас, вместе с населением соседнего Пешенского, наберется немногим более 200. Понятно, что и детей стало гораздо меньше…
Кому ремонтировать?
Между селами Усердино и Пешенское — полевой пункт приема сахарной свеклы. Отсюда тяжелая техника будет вывозить корнеплоды на завод даже зимой. По той самой единственной дороге...
Специалисты предприятия «Земетчинодорсервис» подсчитали: чтобы сделать новую трассу в щебеночном варианте, необходимо 30 миллионов рублей, а в асфальтовом — все 50.
У районных властей таких денег нет. Весь годовой бюджет поселка Земетчино, самого богатого населенного пункта в районе, — 23 миллиона.
Было бы справедливо, если бы дорогу ремонтировал тот, кто ее разбивает.
Но у виновника — местного предприятие «Союз-Агро» — своя правда.
— Много лет сельскохозяйственные предприятия лежали на боку, только-только начали вставать на ноги, — говорит заместитель директора Сергей Писарев. — Сегодня мы — крупнейшее предприятие в Пензенской области и по объемам производства, и по посевным площадям. Ежедневно, в круглосуточном режиме, вывозим на сахарный завод по 40-45 тонн свеклы.
— Мы понимаем, что доставляем неудобство жителям района, — продолжает Сергей Владимирович, — но использовать для перевозки менее мощные машины не можем — это существенное увеличение затрат. Совсем не работать? Тогда встанет крупнейшее производство района — сахарный завод, который мы обеспечиваем сырьем на 75 процентов.
По словам замдиректора, в этом году предприятие планирует получить прибыль около 20-30 миллионов рублей:
— Сами понимаете, это не та сумма, которая позволила бы полностью взять на себя заботы о ремонте. А кроме того наше предприятие существует всего восемь лет, тогда как дорога в аховом состоянии — уже почти сорок. Почему же мы одни должны отвечать за все грехи разом?
На все ямы не хватит
Дорога находится на балансе Пензенской области. И по идее ремонтировать ее должны за счет регионального бюджета.
Но если бы одна Усердинская магистраль была разбита!..
— Ежегодное разрушение межпоселенческих дорог во время уборочной страды из-за транспортировки сахарной свеклы стало очень серьезной проблемой для всех поселений в Пензенской области, по соседству с которыми свекла выращивается, — признают в региональном министерстве сельского хозяйства.
Так что у налогоплательщиков не хватит денег, чтобы исправить последствия хозяйственной деятельности ВСЕХ предприятий! А, главное, где гарантия, что отремонтированное полотно снова не придет в негодность из-за тяжелой техники?...
В тот день до Усердино мы так и не добрались.
Наш водитель Сергей Викторович сказал, что если мы по этим колдобинам поедем, подвеска у редакционной машины полетит.
… И все же «Союз-Агро» привез из Иссинского района 500 тонн щебня на 0,5 миллиона рублей и на днях начал засыпать самые глубокие ямы. Правда, не по одному только Усердинскому направлению. Увы, этого явно недостаточно.
Резко высказалась местная мамочка, у которой 10 детей (ее младшие ездят на школьном автобусе в 9, 5, 4 и 2 класс, а самая маленькая пойдет в школу в следующем году):
— Одну яму засыплют, а соседнюю, такую же глубокую, обойдут стороной.
Понятно, что в следующие годы проблема будет только усугубляться. И где выход, непонятно.
Пока же вся надежда на водителя автобуса, на то, что он не расслабится ни на секунду во время своего ежедневного «гигантского слалома» до Земетчино и обратно, что довезет детей в целости и сохранности.
К счастью, по словам начальника Земетчинской ГИБДД Сергея Романушкина, за год никаких аварий и происшествий на этой дороге не случилось.
КСТАТИ
Трудно, но надо
Некоторое время назад в Земетчинском районе существовал внебюджетный фонд, распорядителем которого выступали власти Земетчинского района.
«Союз-Агро» платил с каждой сданной на сахарный завод тонны 100 рублей, а сахарный завод — 150 рублей за каждую принятую тонну.
Правда, у фонда не было попечительского совета, так что говорили о его непрозрачности. Но на эти деньги выполнялись многие социальные проекты, в том числе и по ремонту дорог.
— К сожалению сейчас его не существует, а жаль, мне кажется, что идея была правильная, — считает Сергей Писарев.
В министерстве сельского хозяйства ссылаются на опыт Каменского района.
— Там собственник сахарного завода ежегодно проводит покрытие подъездных полевых дорог и восстановительный ямочный ремонт асфальтового покрытия щебнем, — говорит министр сельского хозяйства Иван Фирюлин. — Как ни сложно производителям и переработчикам находить в своем бюджете средства на подобные цели, это надо делать.
Автор: фото автора
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Семьи Пензенской области показали, как работают в команде
Туристический слет мы вместе прошел в третий раз
Экс-директора санатория «Хопровские зори» обвиняют в присвоении на 648 тысяч
Со счетов здравницы была куплена бытовая техника
Три пензенские гимназистки из одного класса набрали 100 баллов на ЕГЭ по химии
Результаты обнародовали пока еще не по всем предметам
Пензенская область примет участие в Петербургском международном экономическом форуме
Потенциал Сурского края будет представлен на региональном стенде
Вадим Супиков поздравил медиков с профессиональным праздником
Председатель ЗакСобрания пожелал работникам сферы здравоохранения успехов в служении землякам