Почему пензенские бизнес-инкубаторы не пользуются большим спросом

Почему пензенские бизнес-инкубаторы не пользуются большим спросом

Например, в Никольске и Сердобске предпринимателей не привлекают их условия, а в Кузнецке — ситуация прямо противоположная 

Заманчивые условия бизнес-инкубаторов в глубинке предпринимателей не привлекают. «Пензенская правда» попыталась разобраться в причинах.
Еще десять лет назад начать свое дело было под силу лишь людям, имеющим солидный стартовый капитал. В те годы от государства, кроме призывов развивать бизнес, особой помощи ждать не приходилось.
Иное дело сейчас: начинающего предпринимателя лелеют со всех сторон. Нужны деньги? Пожалуйста! Оборудованное помещение? И это не проблема. Главное, чтобы человек сумел доказать перспективность начинания.

Все включено
Первый бизнес-инкубатор появился в Пензе в 2007 году. Затем они стали расти как грибы после дождя.
— Сейчас инкубаторы есть в каждом районе, и по их количеству область давно занимает в России первое место, — говорит директор ГКУ «Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов» (ПРОБИ) Константин Семин. — К нам за опытом едут со всей страны.
Поначалу пользоваться услугами инкубаторов предприниматели не спешили. Чтобы за чисто символическую плату туда впустили начинающие фирмы и ничего, кроме усердия в работе, взамен не требовали? А в чем подвох?

Действительно, на тот момент (да и сейчас тоже) разница между коммерческой и инкубаторной арендой в Пензе различалась в разы. Если сейчас в городских бизнес-инкубаторах стоимость квадратного метра составляет 33 рубля без коммунальных услуг, то в торговом или офисном центре — более 300.

Однако предпринимателей не просто впустили, но и снабдили всем необходимым — кабинетами, коммуникациями, мебелью, офисной и производственной техникой. Плюс дали «прописку», или юридический адрес, и возможность получать бесплатные деловые консультации.

Первое время желающих рискнуть нашлось немного. Зато сейчас за право начать дело в тепличных условиях встают в очередь. Правда, тут речь идет лишь о крупных городах — Пензе, Каменке, Нижнем Ломове и Кузнецке.

Кузница надежды
«Гуляет ветер» на никольской «фабрике предпринимательства» — здесь зарегистрирован всего один резидент. А ведь предполагалось, что этот объект инновационной инфраструктуры станет кузницей малого бизнеса стекольной промышленности. В нем планировалось начинать стартапы, отпочковавшиеся от основного производства. Кстати, именно на такой корпоративной модели построена работа большинства западных деловых инкубаториев.

Для этой цели была отреставрирована и оснащена оборудованием старинная усадьба Бахметьевых-Оболенских. Но, увы, радужные планы не сбылись. Сейчас вместо хрустального блеска стены особняка отражают вспышки фотокамер. Дело в том, что роскошные залы облюбовало фотоателье, предлагающее съемки в исторических интерьерах.
Конечно, нужен и такой бизнес. Но эффективно ли такое использование бюджетных средств? Ведь главная задача инкубаторов — поддержать развитие производства, а не сферу услуг.
— По моему мнению, формированию предпринимательской среды в районе мешает консерватизм профильных компаний, — считает Константин Семин. — Они не рождают новый бизнес, как это принято во всем мире.

Арт-объект по-никольски
Для привлечения бизнеса в инкубатор местные власти стараются изо всех сил. Его реклама здесь повсюду. Не помогла делу даже смена руководства.
— Стыдно сказать, но к популяризации бизнес-инкубатора подключили даже местного батюшку, — вздыхает новый руководитель бизнес-инкубатора Татьяна Каляева.
Не вызвало у предпринимателей интереса и снижение арендной платы с 33 до 10 рублей за квадратный метр. Теперь вместе с коммунальными услугами стоимость размещения в инкубаторе (да еще в придачу с офисным оборудованием) составила всего 102 рубля! Для сравнения — за подобную цену в Никольске можно снять лишь «допотопное» помещение на окраине. Так почему бизнес и это не привлекает?

В прошлом году в районе было образовано больше сотни субъектов малого предпринимательства. В основном бизнес создан в сфере торговли или услуг, которым вход в инкубатор закрыт по условиям, выставленным государством. А небольшой части производственных компаний офисные помещения ни к чему.
По словам Татьяны Германовны, предпринимателей не устраивает расположение инкубатора (в промышленной зоне города) или оборудование, которым он располагает.
— В центре арендных предложений хоть пруд пруди, — продолжает она. — Многие предпочитают снимать помещения ближе к инфраструктуре и оснащать их по своему усмотрению.
Впрочем, несмотря на трудности, надежды на оживление бизнес-инкубатора в районе не теряют.

Недавно этот объект решено включить в туристический маршрут. Здесь предполагается организовывать выставки стеклоделия, проводить тематические конференции и так далее. А к этому проекту можно «подтянуть» и бизнес.
Кстати, при заполняемости инкубатора на две трети в нем можно открыть на правах резидента столовую. Интерес к этому здесь давно есть.
Хорошая новость: недавно к инкубатору присмотрелась пензенская компания по производству люстр премиум-класса. Предложения ее полностью устроили.
— Мы возлагаем большие надежды на эту компанию, — говорит заместитель главы администрации района по вопросам экономического развития Евгений Россеев.

В русле времени
Пока загружены на треть и два сердобских бизнес-инкубатора. Причина все та же — недостаточная предпринимательская активность населения.
Вообще, низкая плотность бизнеса типична для моногородов, где все было «завязано» на крупном градообразующем производстве. В Никольске это был «Красный гигант», а в Сердобске — машиностроительный завод.
— Сейчас многие просто опасаются начинать свое дело. Особенно если речь идет о производстве, — говорит начальник отдела одного из инкубаторов Елена Зарипова.

По словам Елены Анатольевны, снять проблему заполняемости могла бы ликвидация существующих ограничений на виды предпринимательской деятельности.
Пока в развитии инкубаторов Сердобска ставка сделана на швейное производство. В один из них даже закупили необходимое оборудование на сумму более 900 тысяч рублей.
— Недавно конкурс выиграла швейная компания численностью 15 человек, — говорит она. — Будем развивать это перспективное направление.

Пути решения
Конечно, самый верный способ повышения эффективности инкубаторов — это открыть их двери для всех видов предпринимательства. Но сделать это невозможно, так как по закону эти объекты инфраструктуры имущественной поддержки субъектов малого бизнеса имеют жесткие ограничения по виду деятельности резидентов. Банкирам, фармацевтам, финансистам, строительным компаниям и так далее сюда вход заказан.

Однако, несмотря на трудности, в прошлом году средняя заполняемость инкубаторов области выросла с 65,7 до 72 процентов. По мнению Константина Семина, это произошло за счет послабления условий при заселении в бизнес-инкубаторы, созданные на областные средства; увеличения возраста компаний, заявляющихся на конкурс, от одного до трех лет; трехкратного снижения арендной платы в моногородах и закупки нового швейного оборудования.

Камни преткновения
И все-таки почему, несмотря на очевидную выгоду, предприниматели не спешат начинать дело в тепличных условиях?
Одна из причин — прозрачность бизнеса. Многие опасаются, что вести двойную бухгалтерию в стенах государственного учреждения не получится, и предпочитают оставаться в тени.
Есть и те, кто как огня боится бумажной волокиты и конкурсной процедуры. Удивительно, но до сих пор при фразе «составить бизнес-план» у многих начинающих бизнесменов лицо делается скучным.
Других не устраивают предлагаемые в аренду площади. Как правило, для начинающего предприятия из трех человек предлагаемые помещения велики и не по карману даже по льготной ставке.

Часть сельских предпринимателей страшит постинкубаторное будущее. В основном, конечно, это производственники.
— Через три года, когда придется расторгать договор, нужно будет все начинать сначала, — говорит один из предпринимателей Сергей Сапожников. — По мне так лучше строить бизнес с чистого листа.
Кстати, эта проблема актуальна и для резидентов.
— Сейчас у нас есть все условия для работы и мы уверенно набираем темпы, — говорит один из резидентов кузнецкого бизнес-инкубатора Евгений Сидоров. — Потом будет очень сложно перестраиваться — придется покупать оборудование, искать производственную площадку. Я знаю тех, кому пришлось из-за этих трудностей свернуть дело.

Рубль копейку бережет…
Приносят ли прибыль бизнес-инкубаторы?
Константин Семин считает вопрос некорректным.
— Инкубаторы не коммерческая структура, — говорит он. — Их задача — не извлекать прибыль, а служить инструментом развития стартапов.
Однако доля этих объектов в экономике области существенна. Например, в прошлом году резиденты произвели продукции на сумму более 1,6 миллиарда рублей. При этом налоговые и другие социальные отчисления составили 123 миллиона рублей, что на 20 миллионов больше, чем в прошлом году.

Одна из насущных проблем бизнес-инкубаторов — растущий износ производственных фондов. Закупленная техника постепенно устаревает, а новая практически не поступает. Обновлять оборудование можно, продавая его резидентам, а взамен приобретать новое. Но пока так делать запрещено.
— Особенно устаревает офисная коммуникационная техника, — говорит Константин Николаевич. — В основном страдают IT-компании, которым нужны современные производительные компьютеры.

За 10 лет услугами бизнес-инкубаторов воспользовались более 500 компаний. Большинство из них активно развивается, положив начало новым видам бизнеса. Это говорит о том, что вложенные бюджетные средства потрачены не зря и обязательно окупятся.

Индикатор экономики
Сегодня одним из самых эффективных (загрузка более 85 процентов) считается кузнецкий бизнес-инкубатор «Смирнов».
— У нас 23 резидента, — рассказывает его руководитель Николай Милинский. — На производстве занято 240 человек.
По его словам, сначала, как и у всех, были трудности.
— Пришлось немало постараться, чтобы повысить доверие бизнеса к инкубатору, — вспоминает Николай Михайлович.

В стенах инкубатора разместились швейные, деревообрабатывающие, мебельные и другие производства. Несколько комнат занимает даже небольшой центр детского развития.
«Смирнов» — самый крупный инкубатор в области. Он оснащен оборудованием на сумму более 200 миллионов рублей. Здесь установлены единственный в области десятиметровый раскройный комплекс и самый современный в регионе деревообрабатывающий центр. Их применение позволяет многократно увеличить производительность, снижая тем самым себестоимость изделий.

Недавно по распоряжению губернатора сюда дополнительно (на сумму более 2 миллионов рублей) закупили 25 швейных машин, парогенератор, пресс и три оверлока.
— Будем развивать швейное направление, — объясняет Николай Михайлович. — Интерес к этому бизнесу у нас очень большой.
Инкубатору уже не хватает имеющихся площадей (более 5,5 тысячи квадратных метров). Их планируют расширить за счет подключения новых производственных корпусов.
Возможно, в недалеком будущем «Смирнов» станет первым региональным бизнес-инкубатором, перешедшим в разряд технопарков.

Цифра
На создание сети бизнес-инкубаторов в Пензенской области было потрачено более 1 миллиарда 11 миллионов рублей, из которых 335,5 миллиона — из областного бюджета.

Мнения
Елена Зулина, бизнесмен:
— Начинающему бизнесу нужно помогать. Лишь благодаря тому, что я была резидентом одного из пензенских бизнес-инкубаторов, мне удалось встать на ноги и продолжить работу.
На мой взгляд, все производственные компании, вышедшие из инкубаторов, должны автоматически становиться резидентами технопарков. Так будет логичнее. А уж после них окрепший бизнес можно выпускать в свободное плавание.

Сергей Кошкин, бизнесмен:
— Бизнес-инкубаторам я не доверяю. Считаю их сыром в мышеловке. Заманят, а потом будешь у государства на крючке всю оставшуюся предпринимательскую жизнь. По моему мнению, гораздо надежнее начинать бизнес самому без оглядки на помощь государства. Если выплывешь в море трудностей самостоятельно — значит, у тебя все получится.

Владимир Труфанов, бизнесмен:
— В области около 40 тысяч субъектов предпринимательства. Многие начинали самостоятельно и сейчас уверенно стоят на ногах. Считаю роль бизнес-инкубаторов в деле становления бизнеса эфемерной. Погоду в экономике они не делают, а средств на свое бюджетное содержание тратят достаточно.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное