Пляжная проблема: где пензенцу поплавать?

Человек так устроен, что летом он хочет купаться и загорать. Почему-то муниципальные чиновники никак не хотят брать это в расчет — и в области с каждым годом становится все меньше пляжей

Пляжная проблема: где пензенцу поплавать?

В Дальнем Арбекове многоэтажные дома растут как грибы. Комплексы «Лугометрия» и «Территория жизни» рассчитаны более чем на 15 тысяч жителей. 

— Всем этим людям нужны будут места для отдыха, прогулок и купания, — говорит Виктор Небога, —  и не где-то там на Западной Поляне или в Спутнике, которые своих жителей едва вмещают, а рядышком. 

«Неофициальный» пруд

Созданием таких рекреационных зон по закону должны заниматься власти Пензы, но Виктор Александрович вот уже 11 лет работает на опережение. Он известен в Пензе как активист-эколог, ратует за озеленение города, сажает деревья в парке Дружбы и лесу Победы, которые сам же и создал. 

Еще один его проект — обустройство пляжа на берегу пруда Земляничного возле микрорайона Заря. Это место отдыха на воде сложилось стихийно: город рос, микрорайон осваивали переселенцы, люди выбирались сюда на природу, приглашали знакомых.

— В микрорайоне много детей, летом они все тут резвятся, — говорит жительница поселка Заря Ирина Панкова, — но из города отдыхающих в десять раз больше приезжает. Прошлым летом в жару тут собиралось более тысячи человек — транспорт сюда сейчас ходит без перебоев. 

По мнению местных жителей, этот пляж — отличная альтернатива пруду около больницы им. Захарьина, который много лет пытаются почистить, привести в порядок береговую территорию. Вот и сейчас там начались работы по очистке, то есть пруд на какое-то время выйдет из строя. 

А Земляничный пруд, по словам Небоги, чистый, питается родниками. Но тоже есть проблема — горы мусора, которые неизбежно появляются в местах массового скопления людей. 

Виктор Александрович несколько раз обращался в мэрию с просьбой официально признать пруд Земляничный местом отдыха или хотя бы наладить вывоз отходов с его берега.

— Складывается ощущение, что наш вопрос городские власти намеренно игнорируют, — говорит Небога, — информацию о возможности благоустройства пруда нам так и не предоставили, а неофициально мне дали понять, что нецелесообразно тратить бюджетные деньги на новый пляж для жителей Пензы. Мусор же вывозят только после обращения жителей в прокуратуру. 

Два квадратных метра...

По данным Ростуризма, на одного отдыхающего в нашей стране приходится 2 кв. метра пляжа (простите за печальную аналогию, но такова статистика). Да если бы так в реальности было! На самом деле у каждого из нас нет этих двух метров, ну, может, сантиметров 20 есть. 

По закону организация пляжей — обязанность городских властей. В последние годы число мест отдыха на воде, оборудованных постами спасателей, питьевой водой, урнами и т. п., сокращается, хотя количество жителей только растет. 

В 2022 году областное Управление МЧС по своим показателям утвердило для купания 33 пляжа в области, из которых в Пензе расположены всего три: в районе ул. Антонова (затон р. Старая Сура), водохранилище на реке Вяде и остров «Красный куст» (СНТ «Искра-1» на Барковке).

Если говорить о качестве воды, то у областного Управления Роспотребнадзора нет претензий по гигиеническим показателям к двум пензенским зонам отдыха: в Городе Спутнике и на реке Вяде. 

А в Пензе проживает более 500 тысяч человек. И если часть отправится в разрешенные места, то остальные устремятся туда, где ближе, удобнее, доступнее. 

Еще 10 —15 лет назад в число официальных зон отдыха входили Ласточкино озеро на Западной Поляне, берег Суры в районе улиц Ростовской, Чиликанова, Локтионова, у водоемов в районе Совхоз-Техникум, в Междуречье (в микрорайонах Ахуны, Маяк, Маньчжурия). Сейчас они все под запретом. 

Там красуются таблички «Купаться запрещено» — таким образом организаторы купального сезона снимают с себя ответственность за безопасность людей.

Запрещая, предлагай

— Наши чиновники умеют только запрещать, вместо того чтобы оборудовать пляж и обеспечить безопасность купания, — сетует пенсионерка Наталья Седова. 

Она проводит лето на своей даче в Совхозе-Техникуме и часто вместе с внуками отдыхает на запрещенном пляже неподалеку от ресторана «Засека». По ее словам, различные проверяющие бывают тут чуть ли не каждую неделю: читают нотации, предупреждают, пугают. Но отдыхающих меньше не становится. Несчастных случаев, увы, тоже. 

В прошлом году во время купального сезона на пляжах области утонули 25 человек, из них два ребенка. В этом году зафиксировано уже 4 смерти (на 25 июня). 

Сотрудники регионального управления МЧС уже не первый год бьют тревогу, просят городские власти усилить меры безопасности на воде. И печальную статистику отчасти тоже связывают с большим количеством «диких» стихийных пляжей. 

Чисто там, где есть контейнер?

Еще одна проблема, связанная с отдыхом на воде, — мусор. Например, жители микрорайона Ахуны бьют по этому поводу тревогу не первый год.

— Раньше берег Суры в наших местах считался курортным местом, — отмечает жительница улицы Коннозаводской Светлана Буркина, — сейчас тут купание запрещено, но люди все равно приезжают на весь день и, естественно, мусорят. А тут даже контейнера нет! 

На жалобы чиновники районной администрации отвечают: мол, нет официального пляжа, нет места для сбора мусора. 

Понятно, что не особо богатым муниципальным бюджетам их содержание бьет по карману, поэтому на такие территории стараются найти арендаторов. Но бизнес не выстраивается в очередь на обслуживание пензенских пляжей.

Мы поговорили с предпринимателем Павлом Орловым. Он следит за порядком на пляжах ГПЗ-24, на Барковке и Светлой Поляне вот уже десять лет. По его словам, это дело сложное, нервное и не особо выгодное.

В нашем регионе очень короткий купальный сезон, за это время сложно выйти на приличный доход. 

— Основную прибыль мы получаем за счет торговли, аренды беседок, мангалов, катамаранов, лодок, а также платы за проезд и парковку, — рассказал предприниматель. — Львиная доля полученных денег идет на уплату аренды (она круглогодичная) и содержание пляжей, зарплату сотрудникам.

Плюс работа такая, что арендатор постоянно находится между двух огней: с одной стороны — замечания и предписания от администрации, МЧС и прочих ведомств, с другой — жалобы от купальщиков. Поэтому брать на себя ответственность за новые зоны отдыха Павел не планирует. 

Таким образом, готового решения «пляжной» проблемы нет. Но ясно одно: городские власти должны больше внимания уделять стихийным «народным» зонам отдыха, усилить контроль за безопасностью на воде и предложить альтернативу местам, в которых купание запрещено. 



Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER