Пензенцы возмущены ростом числа бездомных собак в Пензе

Случаи нападения животных на людей участились

Пензенцы возмущены ростом числа бездомных собак в Пензе

Учащаются случаи агрессивного поведения животных. Люди боятся отпускать детей на улицу одних, да и сами боятся нападений: попробуй отбиться от стаи в пять-шесть собак! Например, 31 октября о нападении бездомной собаки на свою маму рассказала одна из жительниц Пензы. ЧП случилось на улице Ново-Казанской, 6б. Животное укусило женщину за руку, о чем свидетельствуют фото в соцсети.
Горожане требуют навести порядок, но ситуация третий год не меняется… 

Отпусти!

Летом пятилетний Вадик (имя изменено) играл на улице, и неожиданно на него набросилась бродячая собака. Прежде чем подоспели взрослые, она укусила ребенка за лицо. Сейчас шрамы почти зажили, но мальчику требуется психологическая помощь. Его мама говорит, что он боится даже котят, часто начинает плакать без причины, а во сне кричит: «Отпусти!» 

Юлия на прошлой неделе возвращалась от знакомой. По дороге к остановке (дело было в микрорайоне Терновка) за ней увязалась стая бродячих собак. Девушка попыталась отогнать их сумкой, но те не испугались, пытались окружить, укусить. Спас Юлю таксист: проезжая мимо, он оценил обстановку и открыл дверь в машину. А если бы не он, так даже страшно представить, что могло бы произойти. 

Недавний пост из Инстаграм: «Улица Ново-Казанская, 2Б, стая агрессивных собак носится по всему микрорайону. А один мужчина постоянно прикармливает дворняг. Вчера возле ледового дворца дети бегали, тренировались, а эти собаки кинулись на мальчишек. Хорошо, что прохожие отбили детей. Собаки очень агрессивные. Нетрудно представить, что они могут сделать с ребенком или пожилым человеком...» 

И таких случаев – огромное количество. В соцсетях постоянно появляются фото и видео собачьих стай в районах ГПЗ-24, Шуист, Север, Арбеково, Гидрострой, да и в центре. Собаки в прямом смысле атакуют город. 
Аналогичная ситуация – в районах области. Куда же смотрят власти на местах? Давайте разбираться. 


Право на существование

Бездомные собаки не вписываются в картину мира большинства из нас. Это не только потенциальная опасность, но также источник инфекций и т. д. Но не будем забывать, что любой населенный пункт – это большая экосистема, в которой есть место не только двуногим, но и четвероногим. 

Ученые утверждают, что бездомные животные создают буфер между человеком и дикой природой. Например, в последние годы в деревни и села Пензенской области стали часто забегать лисы – главные переносчики бешенства. Попав в населенный пункт, такая лиса сначала укусит собаку или кошку, и если последние привиты от бешенства, то ничего страшного не случится. А если не будет домашних животных, то жертвой страшной болезни может оказаться любой из нас. 

Или другой пример: если закрыть подвалы многоквартирных домов от бездомных кошек, туда придут крысы…

Поэтому нам надо как-то сосуществовать с братьями нашими меньшими и признать, что бездомный Шарик имеет право на жизнь. Нет ничего страшного в бродячей собаке, которую подкармливают сотрудники предприятия или жильцы многоэтажки, но даже зоозащитники согласны с тем, что численность дворняг в населенных пунктах надо держать под контролем. На первый план выходит вопрос о том, кто и как должен контролировать количество животных на улицах.

Закон диктует

Закон возлагает эту обязанность на органы местного самоуправления. И до 2019 года они с задачей более-менее справлялись, потому что работа строилась по методу «все средства хороши». Часть собак отлавливали, вакцинировали и стерилизовали, а часть (зоозащитники говорят, что большую) просто отстреливали. Нередко жители или владельцы предприятий оплачивали эти услуги напрямую. 

Но в России многие выступают против физического уничтожения животных. 15–20 лет назад стали появляться волонтеры, которые подкармливают, лечат, пристраивают бездомных в добрые руки и т. д. Именно эти люди первыми подняли вопрос о гуманном обращении с животными, своим примером показывая, что не обязательно все сводить к отстрелу. Вопрос стали поднимать на всех уровнях, и в итоге вступил в силу Федеральный закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными» от 27.12. 2018 года. 

Был введен запрет на умерщвление животных (кроме случаев, когда ветеринаром подтверждено неизлечимое заболевание). Обращение с бездомными собаками стало строиться по программе ОСВВ: отлов – стерилизация – вакцинация – возврат. Данная концепция стоит на том, что стерилизованное и привитое от бешенства животное не опасно для человека: такие собаки не сбиваются в стаи, не проявляют агрессии, не увеличивают популяцию. 

Были расширены права волонтеров и зоозащитников: они могут контролировать работу муниципальных служб по работе с дворняжками, в любое время посещать приюты для животных. За нарушение закона была предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. 


И денег не надо...

Принятие такого закона, с одной стороны, говорит об определенном нравственном прогрессе в нашем обществе. Но с другой…

— В нем много шероховатостей: он не учитывает отсутствия в большинстве российских регионов необходимой инфраструктуры, — отмечает руководитель общественной организации любителей животных «Элитар-Клуб» Анна Рудакова. — Отношение к животным стало более гуманным, но нарушилась система их регуляции. 

По данным мониторинга, в 2020 году в нашем регионе насчитывалось 2503 бездомные собаки. А сегодня их число выросло почти до 3 тысяч. А вот с отловом ситуация противоположная. 

— До введения закона № 498-ФЗ ежегодно отлавливали около 1300 голов, — рассказал начальник Управления ветеринарии региона Михаил Максимов, — а за восемь месяцев 2021 года отловили всего 178 собак.

И мы удивляемся засилью собак в городе и области? Причем изменение статистики не связано, как это часто бывает, с отсутствием денег. Из федерального бюджета на работу с бездомными животными в 2021 году выделили 4,2 млн рублей. Но никто не хочет осваивать эти деньги. 

Почему? Новый закон ввел ряд требований к подрядчикам. Раньше, чтобы работать по муниципальным контрактам, достаточно было иметь винтовку и патроны. А теперь у подрядчика должны быть приют для временной передержки животных, машины для их перевозки и многое другое. В момент отлова и выпуска собак нужно проводить фото- или видеофиксацию, выкладывать в Интернет эти материалы, делать отчеты. В любой момент прокуратура и другие надзорные органы могут все это проверить.

Худшая оценка 

Единственная организация, которая с 2019 года осваивает хоть немного бюджетных денег в данной сфере, — МУП по очистке города, который имеет приют для животных на улице Осенней, 5. Благодаря этому работа по отлову-стерилизации-вакцинации собак в областном центре худо-бедно ведется, но строится она по принципу: приказали сверху — делаем, как можем. Плана по отлову собак нет.

— Действуем на основании заявок жителей и сигналов из соцсетей, — пояснил представитель организации, — приют рассчитан на 10 мест передержки и 70 мест содержания. Новых животных берем по мере выпуска обработанных. 

Местные зоозащитники периодически находят недочеты в работе МУПа. В сентябре, например, появилась информация, что отловленных собак там просто держат месяцами, не вакцинируя и не стерилизуя, при этом плохо кормят. После проверки большую партию животных обработали и отпустили. 

Мониторинг МОО «Альянс защиты животных» показал, что по количеству пойманных, умерщвленных и выпущенных животных наш регион идет в группе с пометкой «не справились». Это худшая оценка. 

С миру по дворняжке 

Куда лучше обстоят дела в региональном благотворительном фонде «Рука помощи бездомным животным». 

— Ежегодно мы стараемся стерилизовать и прививать от бешенства 1100-1300 собак. На 1 октября этого года наш показатель — 1034, — рассказала исполнительный директор Фонда Дарья Жалнина.

Фонд существует с 2013 года, вырос он из волонтерского движения. Зоозащитники снимают помещение на ул. Саранской, где организован приют на 80 собак. Кроме работы по программе ОСВВ, тут лечат животных, перевоспитывают агрессивных и делают много других добрых дел. 

Небезразличные жители города сами звонят сюда и сообщают о бездомных собаках. Записываются в очередь на прием, привозят животных и забирают обратно после обработки. И сами оплачивают оказанные услуги. Цены тут ниже, чем в ветеринарных клиниках, но и символичной эту плату не назовешь. Например, обработка собаки по программе ОСВВ стоит 2-2,5 тысячи рублей.

Один из постоянных волонтеров Фонда Надежда Куликова рассказывает: 
— В год я привожу сюда 4–5 собак, считаю, что таким образом если не спасаю собачку, то хотя бы облегчаю ей жизнь на улице. Да, на это приходится тратить свои деньги, 10-15 тысяч из семейного бюджета. Но я считаю, что каждый из нас должен отдавать часть доходов на благотворительность. Кто-то помогает больным детям, кто-то — животным. Меня в Фонде знают и периодически моих собак стерилизуют бесплатно или со скидкой. В приюте собак держат восемь дней, а потом я их забираю и выпускаю в том же микрорайоне, где подобрала.

 

Где «собака порылась»

Возникает вопрос: почему благотворительные фонды не стремятся освоить федеральные средства?

— Расценки на работу с бездомными животными в Пензенской области сильно занижены, — говорит председатель Пензенского регионального отделения МОО «Альянс защиты животных» Евгений Нагорнов. По контракту сумма составляет около 5 тысяч рублей на собаку. Этих денег недостаточно, чтобы 30 дней содержать ее, стерилизовать, установить бирку, вакцинировать. 

Его слова подтверждают цифры из других регионов: так, средняя стоимость услуг на отлов и содержание животных в Саратовской области составляет 7200 рублей за 12 дней, а в Самарской — 7900. В Краснодарском крае — 7400 за 30 дней; в Тамбовской области — 8108 рублей за 21 день.

— Самая затратная статья — это доставка в пункт передержки и обратно, — отмечает фандрайзер фонда «Рука помощи бездомным животным» Дарья Малышева. — Мы должны оплатить бензин и работу водителя. Контрактом на эти цели заложено 180 рублей. Этого недостаточно, даже если работать в пределах Пензы, а про область и говорить нечего. Получится, что к бюджетным средствам мы вынуждены будем добавлять свои и со всей этой суммы платить налог, ведь по закону это считается предпринимательской деятельностью. 

Работа над ошибками с муниципальными контрактами уже началась. Областным управлением ветеринарии уже вносятся изменения в местные законодательные акты, где срок содержания животных в приюте сокращается с 30 до 20 дней. Это увеличит сумму на одну собаку с 5 до 7 тысяч — тогда, возможно, появятся желающие работать за эти деньги.

Управление ветеринарии планирует на базе ГБУ «Пензенская городская станция по борьбе с болезнями животных» организовать пилотный проект по централизованному чипированию животных, чтобы регулировать их численность. Для этого необходимо закупить сканирующие устройства, чипы и специальные шприцы.

И конечно, надо обсуждать проблемы в данной сфере сообща. В сентябре прошел круглый стол, где встретились зоозащитники и представители власти. Решить все вопросы не удалось, но болевые точки были выявлены. 

КСТАТИ
Форма заявления на отлов собак размещена на официальном сайте Управления ЖКХ Пензы в разделе «Благоустройство и коммунальное хозяйство» — «Деятельность в сфере обращения с животными без владельцев». Принимаются и сигналы по тел. (8412) 42-26-64. 

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER