Пензенцам ответили на 9 важных вопросов об НКО
– Что такое некоммерческие организации? Какие направления деятельности у некоммерческих организаций, чем они занимаются?
– Ответ: Главная особенность некоммерческой организации – это то, что она не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Другими словами, НКО – юридическое лицо, главное направление деятельности которого не прибыль в интересах участников, а достижение социально ориентированных целей – помогать нуждающимся людям, заботиться о детях инвалидах, защищать права человека, проводить спортивные и культурные мероприятия и т.д.
– Каковы полномочия Управления Минюста России по Пензенской области в сфере некоммерческих организаций?
– Управление принимает решение о государственной регистрации некоммерческих организаций.
По состоянию на 1 сентября 2025 года на территории Пензенской области зарегистрировано 1750 некоммерческих организаций, из них общественных объединений – 648, религиозных организаций – 571, иных некоммерческих организаций – 507, казачьих обществ – 7, региональных отделений политических партий – 17.
Наиболее распространенными направлениями деятельности некоммерческих организаций в нашей области являются сферы образования, культуры и спорта, благотворительности, также, все чаще регистрируются организации, целью которых является социальная поддержка граждан, защита их прав.
В первом полугодии 2025 года поступило около 300 заявлений о государственной регистрации. Это и регистрация при создании, и внесение изменений в учредительные документы, и внесение изменений в сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, и ликвидация некоммерческой организации. Следует отметить, что в настоящее время большинство заявлений поступает в электронном виде через Единый портал государственных услуг. В этом году более 70 % заявлений поданы в Управление в электронном виде.
Другой важнейшей функцией является контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
– Вы отметили, что более 70 % заявлений поданы в Управление в электронном виде, а можете назвать преимущества электронной подачи документов?
– Преимущества электронной подачи документов очевидны, это:
1. круглосуточная доступность портала (подача заявления о предоставлении государственных услуг в любое время, независимо от времени суток, праздничных и выходных дней);
2. отсутствие необходимости заявителю лично являться в государственный орган;
3. получение услуги из любого удобного для вас места;
4. свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на предоставляемом при государственной регистрации заявлении и оплата услуг нотариусу не требуется;
5. отсутствие обязательства по уплате государственной пошлины;
6. значительная экономия времени и финансовых средств заявителя.
– При создании НКО все граждане могут быть учредителями некоммерческих организаций или есть ограничения?
– Требования к учредителям некоммерческой организации определены в статье 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица. Перечень лиц, которые не могут выступать в качестве учредителей (участников, членов) некоммерческой организации, указан в той же статье. Например, к таким лицам относятся иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ; лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности; общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
– После создания НКО возможно ли выйти из состава ее учредителей?
– Это зависит от того, в какой организационно-правовой форме создана некоммерческая организация. Например, в общественной организации после создания учредители автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности, и прием в состав новых учредителей общественной организации невозможен. Прием в состав членов общественных организаций осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами.Например, в автономных некоммерческих организациях, в некоммерческих корпорациях, к которым относятся ассоциации (союзы), общественные объединения федеральным законодательством предусмотрена возможность выхода из состава учредителей с последующим изменением сведений о них в Едином государственном реестре юридических лиц.
Здесь необходимо отметить, что с декабря 2023 года учредители обращаются с соответствующим заявлением о выходе из состава учредителей к нам (ранее они обращались в Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области, это регистрационное действие осуществлялось органами Федеральной налоговой службы).
– В чем заключается контроль за деятельностью некоммерческих организаций со стороны Управления?
– Осуществление государственного контроля включает в себя следующие административные процедуры: проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов); анализ отчетов некоммерческих организаций; участие в мероприятиях некоммерческих организаций; принятие по результатам контроля мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В этом году Управлением проведено 42 проверки НКО. По результатам проверок вынесено 35 предупреждений, и в адрес одной НКО по результатам проверки внесено одно представление. В ходе проверки было установлено, что НКО не соблюдает законодательство и совершает действия, противоречащие уставным целям. Организация в установленный срок в представлении срок не устранила нарушения, в связи с этим, ее деятельность была приостановлена. В настоящее время руководителем организации принимаются все меры по устранению нарушений. В случае, если нарушения не будут устранены, то Управление обратиться в суд с исковым заявлением о ликвидации данной организации.
– После государственной регистрации все НКО обязаны публиковать устав на портале Минюста? Предусмотрена ли ответственность, если организация не захочет опубликовывать свой устав?
– Да, действительно в июне 2024 года принят приказ Минюста России №180, согласно которому те НКО, которые были зарегистрированы до 01 января 2025 г., обязаны были разместить свои уставы на портале Минюста до 01 апреля 2025 года. К сожалению, небольшое число НКО, разместили свои уставы до 1 апреля.
Отдельной санкции за отсутствие на портале устава НКО закон не содержит, но это нарушение будет учитываться в совокупности с другими нарушениями, и будет отражаться в акте проведенной Управлением проверки, а значит будет влиять на итоговый результат проверки в отношении НКО.
– Есть ли какие-то технические требования для доступа в личный кабинет НКО?
– Для того чтобы войти в личный кабинет нужно ввести данные учетной записи руководителя на портале Госуслуг и далее войти на портал Минюста не как физическое лицо, а как некоммерческая организация с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, которую бесплатно можно получить в налоговой инспекции на флеш-носителе. На персональном компьютере или ноутбуке должна быть установлена программа «КриптоПро».
На главной странице Портала Минюста размещены требования по работе с личным кабинетом.
Для размещения устава нужно пройти авторизацию, внести запрашиваемые сведения. Размещается устав в разделе «Уставы и отчеты» текст должен быть в машиночитаемой форме в формате PDF, т.е. с возможностью копирования из него текста.
– Если у некоммерческой организации возникнут сложности можно ли обратиться за помощью в Управление?
– Специалисты Управления всегда дадут полную консультацию по тел. 32-92-57 (доб.1).
Если же у некоммерческой организации нет необходимого компьютерного и программного оборудования или при наличии иных затруднений Вы можете обратиться в Управление по адресу: Пенза, ул. Максима Горького, 20 пом.1 в отдел по делам НКО, где имеется оснащенное рабочее место.
При себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность, флэш-носитель с усиленной квалифицированной электронной подписью и, конечно, учетную запись на портале Госуслуг. И еще раз обращаю внимание, что в случае, если нко не разместила устав на портале Минюста-необходимо в кратчайшие сроки исполнить указанную обязанность.
Управление всегда открыто для диалога с руководителями НКО и готово оказать методическую и консультационную помощь.
Автор: Артем КРАСНОВ
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Зрители жалуются на стихийный танцпол на концерте Гарика Сукачева в Пензе
Поклонники, купившие билеты в первые ряды, не увидели своего кумираМониторинг сна и стресса, анализ уровня активности, рекомендации от GigaChat — Умное кольцо Sber поступило в продажу
Это первое российское умное кольцо, которое поможет человеку мониторить жизненно важные показатели, предоставляя точную информацию о самочувствии круглосуточно
Сбер при поддержке ФНС запустил платформу социальных налоговых вычетов
Она объединит в одном контуре физических и юридических лиц и автоматизирует получение социальных налоговых вычетовС начала года более 34 тысяч предпринимателей Поволжья выбрали Сбер в качестве партнёра для открытия своего бизнеса
Средняя сумма в урегулировании задолженности за год снизилась на 18% и составляет 297 тыс. рублей
Бирже для машиностроения Tech Ex - год. Первые итоги работы и перспективы
Задержка зарплаты, потеря работы и ошибка заёмщика — названы ключевые причины просрочки по кредитам