Пензенцам ответили на 9 важных вопросов об НКО

Управление Минюста России по Пензенской области провело прямую линию по вопросам регистрации и контролю за деятельностью НКО 

Пензенцам ответили на 9 важных вопросов об НКО

На вопросы отвечала начальник отдела по делам некоммерческих организаций Медведева Ольга Михайловна. 

– Что такое некоммерческие организации? Какие направления деятельности у некоммерческих организаций, чем они занимаются?

– Ответ: Главная  особенность некоммерческой организации – это то, что она не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных  нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Другими словами, НКО – юридическое лицо, главное направление деятельности которого не прибыль в интересах участников, а достижение социально ориентированных целей – помогать  нуждающимся людям, заботиться  о детях инвалидах, защищать права человека, проводить  спортивные и культурные мероприятия и т.д. 

– Каковы полномочия  Управления Минюста  России  по Пензенской области в сфере некоммерческих организаций?

– Управление   принимает решение  о государственной  регистрации некоммерческих организаций. 

По состоянию на 1 сентября 2025 года на территории Пензенской области зарегистрировано 1750 некоммерческих организаций, из них общественных объединений – 648, религиозных организаций – 571, иных некоммерческих организаций – 507, казачьих обществ – 7, региональных отделений политических партий – 17.

Наиболее распространенными направлениями деятельности некоммерческих организаций в нашей области являются сферы образования, культуры и спорта, благотворительности, также, все чаще регистрируются организации, целью которых является социальная поддержка граждан, защита их прав.

В  первом полугодии 2025 года поступило около 300 заявлений о государственной регистрации. Это и регистрация при создании, и внесение изменений в учредительные документы, и внесение изменений в сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, и ликвидация некоммерческой организации. Следует отметить, что в настоящее время большинство заявлений поступает  в электронном виде  через Единый портал государственных услуг. В этом году более 70 % заявлений поданы в Управление в электронном виде.

Другой важнейшей функцией является контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

– Вы отметили, что более 70 %  заявлений поданы в Управление в электронном виде, а можете назвать  преимущества электронной подачи документов?

– Преимущества электронной подачи документов очевидны, это:

1. круглосуточная доступность портала (подача заявления о предоставлении государственных услуг в любое время, независимо от времени суток, праздничных и выходных дней);

2. отсутствие необходимости заявителю лично являться в государственный орган;

3. получение услуги из любого удобного для вас места;

4. свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на предоставляемом при государственной регистрации заявлении и оплата услуг нотариусу не требуется;

5. отсутствие обязательства по уплате государственной пошлины;

6. значительная экономия времени и финансовых средств заявителя.

– При создании НКО все граждане могут быть  учредителями некоммерческих организаций или есть ограничения?

– Требования к учредителям некоммерческой организации определены в статье 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица. Перечень лиц, которые не могут выступать в качестве учредителей (участников, членов) некоммерческой организации, указан в той же статье. Например, к таким лицам относятся иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ; лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности; общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

– После создания  НКО  возможно  ли  выйти  из  состава  ее учредителей?

– Это  зависит от того, в какой организационно-правовой форме создана некоммерческая организация. Например, в общественной организации  после создания учредители автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности, и прием в состав новых учредителей общественной организации невозможен. Прием в состав членов общественных организаций осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами.Например, в автономных некоммерческих организациях, в некоммерческих корпорациях, к которым относятся ассоциации (союзы), общественные объединения  федеральным  законодательством предусмотрена возможность выхода из состава учредителей с последующим изменением сведений о них в Едином государственном реестре юридических лиц.

Здесь необходимо отметить, что с декабря 2023 года учредители обращаются с соответствующим  заявлением о выходе из состава учредителей к нам (ранее  они  обращались в Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области, это регистрационное действие осуществлялось органами Федеральной налоговой службы).

– В чем заключается контроль за деятельностью некоммерческих организаций со стороны Управления?

– Осуществление государственного контроля включает в себя следующие административные  процедуры: проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов); анализ отчетов некоммерческих организаций; участие в мероприятиях некоммерческих организаций; принятие по результатам контроля мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В этом году  Управлением проведено  42 проверки НКО. По результатам проверок вынесено 35  предупреждений, и в адрес одной НКО  по результатам проверки внесено одно представление. В ходе проверки было установлено, что НКО не соблюдает законодательство и совершает действия, противоречащие уставным целям. Организация в установленный срок  в представлении  срок не устранила нарушения, в связи с этим,  ее деятельность  была приостановлена. В настоящее время руководителем организации принимаются  все  меры  по устранению нарушений. В случае, если  нарушения не будут устранены, то  Управление  обратиться в суд с исковым заявлением о ликвидации данной организации. 

– После государственной регистрации  все НКО обязаны публиковать устав на портале Минюста? Предусмотрена ли ответственность, если организация не захочет опубликовывать свой устав?

– Да, действительно   в июне 2024 года  принят приказ Минюста России №180, согласно которому те НКО, которые были зарегистрированы до  01 января 2025 г., обязаны  были разместить свои уставы на портале Минюста до 01 апреля 2025 года. К сожалению, небольшое число НКО, разместили свои уставы до 1 апреля.
Отдельной санкции за отсутствие на портале устава НКО закон не содержит, но это нарушение будет учитываться в совокупности с другими нарушениями, и будет отражаться в акте проведенной Управлением проверки, а значит будет влиять на итоговый результат проверки в отношении НКО. 

– Есть ли какие-то технические требования для доступа в личный кабинет НКО?

– Для того чтобы войти в личный кабинет нужно ввести данные учетной записи руководителя на портале Госуслуг и далее войти на портал Минюста не как физическое лицо, а как некоммерческая организация с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, которую бесплатно можно получить в налоговой инспекции на флеш-носителе. На персональном компьютере или ноутбуке должна быть установлена программа «КриптоПро».

На главной странице Портала Минюста размещены требования по  работе с личным кабинетом. 

Для размещения устава нужно пройти авторизацию, внести запрашиваемые сведения. Размещается устав в разделе «Уставы и отчеты» текст должен быть в  машиночитаемой форме в формате PDF, т.е. с возможностью копирования из него текста.

– Если у некоммерческой организации возникнут сложности можно ли обратиться за помощью  в Управление?

– Специалисты Управления всегда дадут полную консультацию по тел. 32-92-57 (доб.1).

Если же у некоммерческой организации нет необходимого компьютерного и программного оборудования или при наличии иных затруднений Вы можете обратиться в Управление по адресу: Пенза, ул. Максима Горького, 20 пом.1 в отдел по делам НКО, где имеется оснащенное рабочее место.

При себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность, флэш-носитель с  усиленной квалифицированной электронной подписью и, конечно, учетную запись на портале Госуслуг. И еще раз обращаю внимание, что в случае, если нко не разместила устав на портале Минюста-необходимо в кратчайшие сроки исполнить указанную обязанность.

Управление всегда открыто для диалога с руководителями НКО и готово оказать методическую и консультационную помощь.

Автор: Артем КРАСНОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER