Пензенских священников отправили служить за решетку

Пензенских священников отправили служить за решетку

За каждым храмом в колонии закреплен свой батюшка

Отбывающим наказание в местах не столь отдаленных дорога в храм не закрыта. Пензенская область стала одним из первых регионов, где была введена штатная должность помощника начальника территориальных органов ФСИН по работе с верующими. Произошло это в марте прошлого года и связано с общей гуманизацией исправительной системы. Считается, что даже в местах лишения свободы не должна нарушаться статья 28 Конституции РФ о свободе совести и вероисповедания.

Было решено на такие должности приглашать священнослужителей. Подбором кандидатур на местах занимались архиереи Русской православной церкви. Исключение составляют лишь те регионы, где большинство населения и, соответственно, большая часть осужденных — мусульмане: Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Там право обитателей тюрем и колоний на свободу вероисповедания будут защищать либо исламские служители культа, либо светские люди со специальным высшим образованием.

В Пензенской области помощником начальника регионального Управления ФСИН по работе с верующими стал клирик Пензенской епархии, священник Антоний Шварев. У него уже есть опыт: батюшка около десяти лет является настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при колонии № 7.

Сегодня во всех исправительных учреждениях Пензенской области есть свои небольшие православные общины. Храмы расположены, правда, в приспособленных помещениях, но вот в колонии № 4 силами и средствами арестантов и их родных построили отдельную церковь во имя святителя Николая Чудотворца.
— Да, люди, пребывающие здесь, несут заслуженное наказание за свои преступления, но не дай бог никому оказаться на зоне, — говорит отец Антоний. — Они находятся в постоянном психологическом напряжении, претерпевают лишения. От многих отрекаются родные. У них остается единственное утешение — вера в Бога.

Путь в одну сторону
Как рассказал отец Антоний, прежде чем приступить к новым обязанностям, священники прошли подготовительные курсы на базе Рязанской академии ФСИН России.
Их учили разбираться, например, в видах исправительных учреждений, в том числе как правильно себя вести при посещении каждого из них.
Чтобы не было, допустим, таких курьезных случаев, когда батюшку не пропустили в колонию строгого режима, потому что у него был с собой кагор, необходимый для таинства причастия. А у дежурного есть инструкция: алкоголь в зону проносить запрещено!

Священнослужители также изучали психологию спецконтингента, требующего, естественно, особого подхода. Хоть и говорят, что зона перевоспитать человека не может, но все же государство не оставляет надежды на это. А что касается батюшек, так они твердо убеждены в том, что даже самый отпетый негодяй может измениться.
— В моей практике такие чудесные — иначе не скажешь — изменения происходили не раз, — утверждает отец Антоний. — Те, кто впервые перешагнул порог храма, даже отбывая уже второй срок, выходили на волю совсем другими людьми. Они вернули себе желание праведной жизни: порывали связи с уголовной средой, обзаводились семьей, получали образование, устраивались на хорошую работу.

Пример одного раскаявшегося разбойника у меня постоянно перед глазами. Он был моим прихожанином в колонии, остался им и на воле. Почти каждое воскресенье этот человек с супругой приходит на Божественную литургию в храм.
Когда я венчал их, он сказал:
— Мне теперь пути назад нет. Или с Богом, или на дне.

Крест, а не погоны
Кстати, когда еще шли обсуждения того, стоит ли вводить в ФСИН должность помощника начальника по работе с верующими, некоторые правозащитники выражали сомнения. Например, руководитель Всероссийского общества милосердия в тюрьмах «Вера, Надежда, Любовь» Наталия Высоцкая была резко против того, чтобы священнослужители состояли в штате пенитенциарных учреждений.

Для выполнения своей основной функции — привести к Богу и к вере души человеческие (и осужденных, и сотрудников ФСИН) — батюшка должен быть независимым от обоих лагерей, в том числе и в финансовом отношении. Иначе осужденные не будут ему доверять, а администрация может оказать давление.
Хотя в западноевропейских странах абсолютно нормально, когда священники входят в штат тюрем и получают зарплату от государства, да и в Российской империи тюремное служение выстраивалось подобным образом и никого это не смущало.

Пензенская общественность, в поле зрения которой находятся исправительные учреждения, отреагировала на новую должность в УФСИН скорее положительно. Но отец Антоний признался, что успел столкнуться с недоверием со стороны некоторых осужденных:
— В одной колонии меня прямо спросили: а что это, мол, у вас за батюшка в погонах появился? Естественно, я сразу понял, что речь обо мне. Ответил, что это я, но погон не ношу и оружие табельное мне не положено.

Батюшка, правда, долго не расстраивался, ведь его паства ему доверяет, считает своим духовником. Ну а чтобы не смущать прихожан в храмах других колоний, решил, что не будет их исповедовать. Там, слава богу, есть свои настоятели, в штате УФСИН не состоящие.

Пригласите раввина…
Что конкретно входит в обязанности помощника начальника УФСИН по работе с верующими, кроме морально-нравственного просвещения осужденных?
Он должен следить за тем, чтобы человек (неважно, православный, мусульманин или иудей) мог беспрепятственно участвовать в богослужениях, встречаться с духовным лицом без участия посторонних, пользоваться предметами культа и духовной литературой и т.д.

К слову, у православных сейчас с этим практически нет проблем, так как в Пензенской епархии создан целый отдел по тюремному служению и за каждым храмом в колонии закреплен свой священник.

Сложнее мусульманам, к ним служители ислама приходят редко — не хватает кадров. И это работа отца Антония Шварева — договариваться с духовным управлением мусульман, чтобы не забывали об узниках — своих единоверцах.

Кстати, в данное время в одной из пензенских колоний содержится иудей. Недавно мужчина обратился с просьбой к отцу Антонию, что тоже хотел бы отправлять религиозные обряды и хоть иногда общаться с раввином.
— Это совершенно законное требование, поэтому мы провели переговоры с представителями еврейской религиозной общины, устроили им встречу с осужденным. Уже подписано соглашение о сотрудничестве с УФСИН, и теперь раввин будет регулярно навещать заключенного.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное