Пензенские транспортники просят поднять цены на билеты
Если сегодня в областном центре не поднять стоимость проезда в автобусах и троллейбусах, завтра город может и вовсе лишиться общественного транспорта.
8 июля по автобусному парку №1 при МУП «Пассажирские перевозки Пензы» прогуливалась молодежь – это транспортники устроили экскурсию для студентов автодорожного института ПГУАС. Глядишь на унылые физиономии молодых людей и понимаешь: эти ребята после вуза сюда не придут. Предположение подтвердил один из студентов:
— Меньше чем за 15 – 20 тысяч – и то для начала – я работать не намерен!
Братцы, одумайтесь! Кто же тогда будет устанавливать ГЛОНАСС на наших ржавых автобусах и троллейбусах?
Полный недобор
– Нам не хватает 67 кондукторов и 78 водителей, – рассказывает начальник автобусного парка №1 Николай Карпов. – Работники требуются постоянно. Многих не устраивает зарплата (кондукторы получают в среднем 7600 рублей, водители – 13900). Другие уходят, потому что надоело работать на машинах, которые без конца ломаются.
– Цены на электроэнергию, ГСМ и запчасти постоянно растут, – говорит начальник Управления транспорта и связи Пензы Сергей Ларюшин. – Мы же не поднимали стоимость проезда с 12 мая 2008 года. А уже тогда подтвержденная себестоимость провоза одного пассажира составляла 11 рублей 11 копеек.
По мнению транспортников, чтобы поспеть за инфляцией, не растерять последних работников и не остаться у разбитого корыта, надо как минимум поднять расценки на 2 рубля – до 10 рублей на одну поездку в троллейбусе и до 11 рублей в автобусе.
Правда, есть еще вариант.
– Если полностью обновить автопарк, то стоимость проезда можно даже снизить, – уверен Сергей Ларюшин. – Ведь новые автобусы не нуждаются в ремонте. По крайней мере, первые три года. А значит, мы значительно сэкономим на запчастях. Да и спустя три года не все же автобусы одновременно сломаются.
Как обновить автопарк? Либо город возьмет это на себя, заложив соответствующую статью расходов в бюджет Пензы. Либо транспортники сами заработают на новые автобусы…опять же повысив стоимость билетов! Парадокс: чтобы снизить цены на проезд, нужно сначала их повысить.
42 экватора по спидометру
Кстати, в пензенском муниципальном автопарке есть настоящие «ветераны». Несколько «икарусов» были выпущены еще в 1978 году. Пробег одного из них на сегодняшний день составляет свыше 1,7 млн. километров. Представляете? Это расстояние равняется 42-м экваторам Земли! И «старичок» вместе с другими такими же почтенными детищами венгерского автопрома продолжает ползать.
– А куда он денется? Будет ползать, пока не рассыплется, – вздыхает Николай Карпов. – Венгры раньше умели делать. Вон 32 года уже, а все в «строю».
– У нас сейчас в АТП 216 автобусов, и около 50 из них – «икарусы», доставшиеся нам от советских времен, – говорит Сергей Ларюшин. – Раньше их списывали после пробега в 550 тысяч километров. А наш «ветеран» скоро в четыре раза норму амортизации перевыполнит.
Маршрутки не отстанут
Если предположить, что цены на проезд в общественном транспорте все же повысятся, то не останутся в стороне и маршрутчики.
– Речь пойдет о 15 – 16 рублях за поездку, не больше, – предполагают работники АТП №1.
Водители маршруток от комментариев воздерживаются.
– Нам все равно, скажут – 15 рублей, будем за 15 возить, – говорит водитель маршрутного такси Николай. – По мне и 12 рублей с человека – нормальная стоимость. Тут все зависит от наполняемости. Одно дело, когда ты «под завязку» едешь, и совсем другое – когда полупустой. Поэтому у всех свои хитрости: когда выехать, где подождать немного, может, постоять. Я, например, когда на «шестерке» катался, рассчитывал, чтобы к электричке на Пензу-III успеть. Расписание пригородных поездов каждый водитель знал.
Муниципалы много раз предлагали частникам забрать у них некоторые маршруты. Но, как говорится, дураков нет! Рентабельных маршрутов у нас – раз-два и обчелся. К ним можно отнести 21, 30, 82с, 99… Вот, пожалуй, и все. Другие же частник ни за какие коврижки не возьмет.
И о традициях...
– Муниципальный транспорт – гарантия стабильности общества, это рабочие места, – уверен Сергей Ларюшин. – Если сейчас мы его лишимся, восстановить утраченные традиции общественных перевозок в Пензе будет практически невозможно!
В тему
Меняем деньги на качественную услугу
Мы готовы платить за автобус 10 рублей. Да хоть 12! Но где гарантии, что утром мы без труда влезем в общественный транспорт и приедем на работу, благоухая собственными духами, а не потом всех тех, кто прижимался к нам в переполненном автобусе?
Думается, что за повышением стоимости проезда должны стоять конкретные обязательства транспортников. Мы вам – деньги, вы нам – качественно оказанную услугу. Так во всем мире принято. Мы-то чем хуже?
И еще отметим, что руководители Управ¬ления транспорта и связи Пензы – бывшие и нынешние – как правило, сами транспортники. А значит, они всегда будут стоять на стороне водителей и их начальников, а не на стороне пассажиров.
А что, если верхушку транспортного управления укрепить хорошими администраторами–хозяйственниками, не связанными «кровными узами» с водительским братством? Теми, кто в первую очередь будет думать об удобствах для пассажиров и о качестве обслуживания? Не зря же во многих западных странах министрами обороны назначают гражданских лиц.
И армии у них от этого только выигрывают.
А как у них?
Транспорт дотируется, чтобы людям было удобно
Пока пензенские пассажиры клянут пробки, из-за которых не могут вовремя добраться до места назначения, за рубежом эту проблему решают, и успешно. Показателен в этом плане опыт Германии, о котором рассказал директор автодорожного института при Пензенском государственном университете архитектуры и строительства Эдуард Домке:
– В Германии общественный транспорт имеет колоссальное преимущество перед всем остальным. Автобусы движутся по отдельным линиям, на которые не заезжает другой транспорт. И для них проблемы пробок не существует. В некоторых городах уже отказываются от остановочных «карманов» – они просто не нужны. Ну и, конечно, транспорт дотируется. Государство считает, что грамотная организация движения, когда людям удобно добираться до места назначения и не надо беспокоиться – опоздаешь или нет, стоит денег.
Как выросли затраты транспортников с 2008 года
(по данным Управления транспорта и связи г. Пензы)
Электроэнергия 28%
Теплоэнергия 15%
Газ 39%
Вода 33%
Канализация 34%
ГСМ 26%
Запчасти 15%
P.S. По данным Росстата, цена на дизельное топливо за два года в РФ снизилась на 23%.
Владислав БЕЛЯКОВ,
фото Владимира ГРИШИНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
В Пензе прошло шествие Дедов Морозов и Снегурочек
Колонна сказочных персонажей проследовала по традиционному маршруту
Физические серверы как основа цифрового суверенитета и развития Пензы
Для пензенских компаний физический сервер — это инструмент минимизации правовых и репутационных рисков
Олег Мельниченко раскритиковал работу министра образования региона
Глава области отметил, что требует соблюдать сроки и качество работы
В Пензе депутаты муниципальных образований подвели итоги работы за 2025 год
А также обозначили основные направления работы на 2026На заседании Госсовета обсудили поддержку региональных бюджетов
Вадим Супиков подчеркнул значение государственной поддержки жилищной отрасли
Вадим Супиков обозначил приоритеты программы переселения соотечественников
Владимир Якушев доложил Владимиру Путину о выполнении «Единой Россией» его поручений на XXII съезде

