Пензенские путешественники побывали в месте, где завершился полет советской летчицы В. Гризодубовой

Пензенские путешественники побывали в месте, где завершился полет советской летчицы В. Гризодубовой

Это произошло на Дальнем Востоке

В 1938 году наша страна провела опасный эксперимент в небе. Женский экипаж на самолете АИТ-37-3 «Родина» с поршневым двигателями совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва — Дальний Восток. За 26 часов 29 минут было преодолено расстояние в 6450 километров. Целью перелета было выяснение способности отечественных самолетов к марш-броску из центральной части страны к ее восточным рубежам.

Летчицы понимали, что рискуют жизнью. Но опасное задание было выполнено. Все три участницы полета были представлены к званию Героя Советского Союза.

Командиром этого экипажа была легендарная Валентина Гризодубова. Управлению самолетом она обучалась в Пензе и всегда считала наш город второй родиной.

Пензенский клуб путешественников «ЗАГОСКИНЪ» решил организовать экспедицию, отыскав конечную точку опасного маршрута отважной летчицы. В путь отправились руководитель клуба Александр Шилин и еще два человека – Дарья и Арсен Морозовы, которые увлечены историей и краеведением.

Подвиг и трагедия

Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова  стали знаменитыми. Их называли «сталинскими орлицами». Об их подвиге говорила вся страна. А вот о трагедии, случившейся там, на Дальнем Востоке, не знал никто.

Самолет Гризодубовой сбился с курса и пролетел мимо аэродрома Хабаровска. В баке закончилось горючее, и летчицам пришлось сделать вынужденную посадку в тайге. Женский экипаж разыскивали с воздуха. В итоге он был найден. Но по роковой случайности два спасательных самолета столкнулись в небе и разбились. Погибло 16 человек.  

Это ЧП держали в секрете несколько десятилетий...

Пензенцы хотели побывать и на месте захоронения погибших летчиков.

До места путешественники добирались на самолете из Москвы. (К слову, современный перелет занимает 7 часов). На следующий день из столицы Хабаровского края отправились в Комсомольск-на-Амуре. Здесь путешественники посетили дом, где после спасения до отъезда в Москву некоторое время жили летчицы.

— Рядом мы увидели необычный памятник — торчавший из земли хвост самолета. Оказалось, что так увековечена память погибших спасателей. Причем это не бутафория, а обломок от  разбившегося в тайге «Дугласа», — рассказывает Александр Шилин. — У нас ком подкатил к горлу.  

Из Комсомольска-на-Амуре путь пензенских следопытов лежал в село им. Полины Осипенко. Именно сюда в октябре 1938 года на лодках доставили летчиц. Здесь установлен обелиск в память об их подвиге (село раньше называлось Керби, было переименовано после гибели Полины во время очередного полета).

Пензенцев тут встретили радушно. Оказалось, историю родного края тут чтут. Любой школьник знает историю героического экипажа.  

— Мы решили оставить памятную мемориальную доску, которую изначально хотели установить на месте посадки самолета, в местном краеведческом музее, — продолжает Шилин. — В тайге ее никто не увидит, а для местных жителей она значит много.  

В глухой тайге

В тайгу без опытного провожатого лучше не соваться.

— Заручившись помощью охотоведа Виталия Соколова и главы сельской администрации Сергея Кузьмина, на лодках мы поплыли по реке Амгунь. Через несколько часов причалили у Табора — так местные прозвали небольшой песчаный полуостров. Заночевали здесь, чтобы наутро отправиться в тайгу, — вспоминает Александр.  

Утром неподалеку от места привала охотовед обнаружил свежий медвежий помет. Косолапый бродил рядом, но спящих людей не тронул.

Еще с десяток километров пути — и экспедиция на месте. Именно здесь потерпели крушение ТБ-3 и «Дуглас». Вокруг разбросаны десятки крупных и мелких самолетных деталей.

— Кому захочется металлолом отсюда тащить? — развел руками Виталий Соколов. — Так и лежит здесь почти 80 лет.

Постояли немного молча. Помянули павших. Прихватив на память одну из деталей, команда исследователей двинулась обратно.

Цель достигнута

Только на следующий день путешественники добрались до конечной точки маршрута — места приземления «Родины». На вершине сопки увидели памятник в честь подвига «сталинских орлиц». Вообще-то, как рассказали местные, самолет сел в болотистой низине. Но кто его там увидит? И ходить-то в этом месте опасно — затянет в трясину.

На обратном пути пензенцев ждало еще одно открытие. В селе Дуки им показали небольшой мемориал в честь погибших летчиков. Говорят, что именно здесь покоятся их останки.

Впрочем, и это еще не все.     

Направляясь домой по БАМу, исследователи посетили поселок Амгунь. Затерянный в лесной глуши населенный пункт примечателен тем, что его в конце 70-х годов построили наши земляки в составе строительно-монтажного поезда «Пензастройбам».

— Его руководителем был Александр Калашников, будущий мэр Пензы, — говорит Шилин.

Узнав, что в тайгу из Сурского края отправляется пензенская экспедиция, Александр Серафимович связался со своим другом – главой сельской администрации Алек
сандром Андрюшкиным — и по­просил принять своих земляков.

— Этот человек показал нам поселок, — продолжает Александр. — Мы были приятно удивлены, что на фронтонах домов выложены слова «Пенза», «Сура» и другие милые сердцу пензяка названия.

«Приземление» в музее

В Москву пензенцы, как и отважный экипаж, вернулись поездом. Конечной точкой путешест­вия стало посещение могилы Валентины Гризодубовой на Новодевичьем кладбище и места ее работы (ныне ОАО «Концерн радиостроения «Вега»). У входа на это предприятие  стоит памятник Валентине Степановне.

— Я очень рад, что мы посетили все места, связанные со знаменитым полетом, — говорит Александр Шилин. — Нам встретились прекрасные и радушные люди, которые так же, как и мы, увлечены историей родного края.

Найденную в таежном лесу деталь самолета Александр отдал в Пензенский областной краеведческий музей. Возможно, он станет первым экспонатом стенда, рассказывающего о Валентине Гризодубовой — человеке, которому Пенза подарила небо.

СПРАВКА «ПП»

Валентина Степановна Гризодубова Герой Советского Союза. Почетный гражданин г. Пензы. Родилась в Харькове в 1909 году.

С 1929 по 1930 год обучалась в Пензенской школе летчиков-инструкторов.

До 1938 года установила 5 мировых авиационных рекордов. Во время войны командовала авиаполком дальней авиации.

В 1963 году полковник Гризодубова возглавила созданный ею Научно-исследовательский летно-испытательный центр.  

Умерла в Москве в 1993 году.   

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное