Пензенец Григорий Кристалев более 30 лет занимается макраме
Одна из его черепашек — символ долголетия и здоровья — находится у Елены Ваенги
В 80-х годах прошлого века Пензу, да и всю страну, словно гигантской волной накрыло увлечение макраме.
Мастерицы отложили в сторону традиционные вышивания и с упоением стали плести из веревок.
Сегодня же видов рукоделия настолько много, что макраме среди квиллингов и пэчворков немного затерялось. Тем не менее любители создавать узоры, комбинируя узлы, в Пензе не перевелись. Среди них и мастер Григорий Кристалев — он более 30 лет занимается любимым видом декоративно-прикладного творчества.
Морские узлы
Когда видишь, как ловко мастер управляется с десятком толстых нитей, сплетая их в узоры, диву даешься. Кажется, мужчинам такое занятие должно даваться с трудом.
— А вот и нет, — опровергает Григорий Васильевич. — Техника узелкового плетения известна с древности, а развитию макраме помогли моряки парусного флота. Они плели сети, завязывали узлами тросы, оплетали разные конструкции. Один из основных узлов макраме – двойной плоский – в древности называли геркулесовым узлом. А всего насчитывается около 300 узлов.
Со временем благодаря красоте и оригинальности сплетенных морских узлов появилось новое искусство — макраме. Кристалев увлекся им, когда жил в родном Ставропольском крае. Работал на заводе шлифовщиком, но нелады со здоровьем привели его на больничную койку, заставили распрощаться с профессией. Впоследствии ему ампутировали ногу.
— В больнице время тянется долго, — рассказывает Григорий Васильевич. — Один из пациентов плел авоськи, и я вслед за ним занялся этим делом. А потом дома увидел по телевизору передачу о макраме и был поражен. Оказалось, наш сосед тоже этим увлекается. Я к нему. Он сказал: «Покупай четыре мотка веревок и приходи». Показал мне двойной плоский узел, и я за четыре дня сплел свою первое изделие — сову.
Новое дело настолько пришлось по душе, что через некоторое время в доме появилось целое семейство пернатых хищников. За совами освоил технику плетения кашпо, стал сам придумывать узоры, сочетая разные узлы. Специальную литературу по рукоделию тогда не выпускали, но в журнале «Наука и жизнь» печатали странички, посвященные макраме. Благодаря им Григорий Васильевич и совершенствовал свое мастерство.
Сова для министра
Причудливо сплетенные вазы, кашпо, дамские сумочки и ремни, чехлы для сотовых телефонов, сувениры, среди которых выделяются фирменные черепашки, – ассортимент кристалевских изделий богат, на любой, самый взыскательный вкус. К тому же они отличаются не только красотой, но и прочностью.
Гордостью коллекции Кристалев считает работу «Добрый молодец». Около 960 метров веревок ушло на двухметровое полотно.
— Терпение нужно огромное и, конечно, любовь к делу, — признается Григорий Васильевич. — Обязательно фантазия. Я вначале набрасываю на бумаге рисунок узора, затем подбираю нити, рассчитываю нужную длину, определяю, какая из них станет основой, ведь порой использую до 80, а то и больше нитей.
Уже в самом начале своего творчества мастер стал представлять работы на различных выставках и фестивалях. От взыскательного жюри получал награды, а от простых людей — «призы зрительских симпатий». Объехал весь Ставропольский край, частенько раздаривая свои изделия поклонникам творчества.
В 80-х годах Григорий Васильевич побывал в Москве на Международной выставке народного творчества, в которой участвовали 22 страны. Осматривавшему ее министру культуры СССР Петру Демичеву приглянулась кристалевская сова. Высокий гость получил ее в подарок от мастера.
Потом не раз бывал в Первопрестольной на выставках, последний — в 2013 году на Всероссийском фестивале художественного творчества инвалидов «Вместе мы сможем больше». Без наград никогда не уезжал.
Пензе посвящается
В Пензу Кристалев переехал 15 лет назад. Поселился у сестры Светланы, ставшей ему незаменимым помощником и в жизни, и в творчестве.
Наш город пришелся ему по душе. В его коллекции появились символы Сурского края. Самый знаковый — герб области, метровое полотнище, украшенное венками из дубовых листьев, с расположенными в центре тремя снопами из настоящих злаков. Делал мастер эту работу два месяца. А купил ее экс-губернатор Василий Бочкарев и тут же подарил Дому народного творчества.
Хранятся там и другие работы мастера. А вот одна из черепашек — символ долголетия и здоровья — находится в доме певицы Елены Ваенги.
К 350-летию Пензы Григорий Васильевич сплел не одно панно с изображением достопримечательностей города. В прошлом году он посвятил свое творчество Михаилу Лермонтову. Панно с изображением поэта украшают и его дом. Не мог пройти и мимо темы войны, 70-летия Победы. Его отец ушел на фронт в первые дни войны, вернулся в 1946 году с контузией, ранениями. Отдать дань его памяти — долг сына.
Хотя мастер, участвуя в разных ярмарках, продает немало изделий, прожить на эти доходы невозможно. Но Кристалев не особо тужит. Главное – макраме дает ему радость творчества. Без него он не представляет жизни.
— Я порой ночами не сплю, думаю, как бы воплотить в жизнь новую идею или композицию, — говорит мастер. — Настоящим праздником являются ярмарки, даже если не продам ни одной работы. На фоне моих изделий люди фотографируются! Это ли не признание? Единственное, что огорчает, — стендов у меня нет.
Творчество дает силы и для другого увлечения. Каждый год Григорий Васильевич участвует в соревнованиях по фигурному вождению среди инвалидов, занимает призовые места, имеет с десяток медалей. А еще занимается стендовой стрельбой, ездит на рыбалку. Словом, живет полнокровной жизнью.
Мастер мог бы преподать свое ремесло детям. В Ставрополе он работал педагогом в студии художественных ремесел. В Пензе пока никто не заинтересовался его любимым макраме. Но Кристалев уверен: узелковое плетение никогда не канет в лету. Мода проходит, а красота остается.
Автор: Галина ИСАЙЧЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER