Пензенец рассказал о службе на самой большой подводной лодке в мире

Бывший подводник Северного флота Алексей Атапин вспоминает свои морские походы

Пензенец рассказал о службе на самой большой подводной лодке в мире

Прошло уже четверть века, а бывший подводник Северного флота Алексей Атапин до мелочей помнит все свои морские походы

На зов «Акулы»

Пронзительный крик чайки —прощальный привет с земли. И вот уже сигарообразное тело подлодки погружается в пучину… Сухопутному человеку трудно понять эти ощущения. Но для моряков-подводников глубина — родная стихия.

Алексей Николаевич вырос в обычной пензенской семье. Моря он никогда не видел, но грезил о нем с детства, катаясь с отцом на моторной лодке по рекам области.

Решил: поступать будет в военно-морское училище. Отец поставил условие — получить специальность, связанную с радиоэлектроникой. Сам он тоже когда-то окончил «мореходку», но остался на суше — работал на оборонном предприятии и знал, что специалисты этого профиля ценятся и на земле, и на море. 

А на флоте в то время один за другим спускали на воду тяжелые подводные ракетные крейсера класса «Акула». На них и пришлось бороздить моря Атапину.

подводник1.jpg

— Служить на таких кораблях было очень престижно, — говорит наш герой. — На них размещалось мощное ядерное оружие. И все понимали уровень ответственности: от этой мощи, которой обладала страна, зависел мир на планете.

Кстати, тогда-то и родилась среди моряков шутка, что люди, которые заступают на боевую вахту на подлодке — никто иные, как дежурные по Советскому Союзу.

Морские будни

Два десятилетия Алексей Николаевич в разных должностях ходил на «Акулах» по северным морям. Почему именно там?

— Все атомоходы этого класса редко выходили за пределы полярного круга, — объясняет он. — В случае войны именно отсюда было кратчайшее расстояние до целей в Америке.

По его словам, иной раз даже выходить за пределы гавани было не нужно и лодка несла боевое дежурство прямо у пирса.

Впрочем, нередко приходилось месяцами жить и работать под водой. 

— На атомоходе боевые дежурства длились до четырех месяцев, — вспоминает Алексей Николаевич. — Отрабатывали в походном положении различные нештатные ситуации, проводили учебные пуски, ставили эксперименты.

На макушке Земли

Один из них наш герой запомнил надолго: надо было всплыть в полукилометре от северного полюса. Кстати, до сих пор зарубежные подлодки так не делают. Это считается крайне опасной затеей.

В 1995 году наша «Акула» мощным корпусом продавила паковый лед и произвела пуск учебной ракеты. 

— Отрабатывалась система коррекции полета, — не вдаваясь в подробности, приоткрывает завесу тайны моряк. — Все прошло удачно.

Но не без нервов. Дело в том, что пуск должна была запечатлеть съемочная группа из министерства обороны. Люди шли на риск. В случае неудачи 100-тонная ракета могла взорваться на старте. Но достижения нашей армии должны были быть зафиксированы, и смельчаки отправились на задание.

К счастью, все обошлось. Съемка у самой макушки земли состоялась, после чего группа была благополучно эвакуирована из безбрежной ледяной пустыни. 
За «Акулой» постоянно охотились зарубежные подлодки. Причем их интересовала не только дислокация могучих подводных крейсеров, но и их «шумовой портрет».

— Шум от подлодки может сказать специалисту о многом, — объясняет Алексей Николаевич. — Например, о подготовке к пуску ракет или исправности тех или иных систем.

Однажды встреча с наглой английской подлодкой чуть не закончилась международным скандалом. При опасном сближении «Акула» зацепила и оборвала ее антенну, которую и притащила в нашу базу.

— Англичане обвинили в опасных маневрах нас, — вспоминает Алексей Николаевич. — При этом забывая о том, что корабли нашего класса стараются как можно дальше держаться от чужих: сближение с ними не входит в их задачу.

Президент на палубе!

Вспоминая о флотской службе, наш герой рассказал и о том, как его подводный тяжелый ракетный крейсер посещали Михаил Горбачев (в том время — генсек ЦК КПСС) и президент России Владимир Путин.

По словам Алексея Николаевича, Горбачев побывал на «Акуле» осенью 1987 года. Правда, спускаться в трюм не стал, ограничившись осмотром ходового мостика и знакомством с экипажем.

— Михаил Сергеевич очень удивлялся тому, с какой ловкостью моряки спускались внутрь по узкому трапу, — вспоминает Атапин. — Супруга Раиса Максимовна подначивала его повторить этот трюк, но он отказался.

А вот Владимир Путин, посетив подлодку в 2004 году, не только вникал во все детали, но даже провел сутки на корабле с погружением в открытое море, наблюдая за учениями.

подводник 3.jpg

— Его интересовало все: от технических характеристик оборудования до бытовых условий экипажа, — говорит наш герой. — Он побывал во всех отсеках подлодки.

По словам Алексея Николаевича, утром на вопрос командира корабля «Как спалось?», президент пошутил: 

— Давно так не отдыхал! Телефонные звонки совсем не мешают!

На память о посещении тяжелого крейсера Владимир Владимирович обменялся с командиром подлодки наручными часами. По громкой связи поблагодарил весь экипаж за службу, и, отобедав с моряками и командованием флота в кают-компании покинул «Акулу».

Морская династия

Пройдя путь от обычного специалиста до заместителя начальника штаба Северного флота, Алексей Атапин в звании капитана I ранга ушел со службы в 2010 году.

Вернулся в родную Пензу. Здесь его организаторские способности оказались кстати. Сейчас он работает в ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ», где руководит проектами по строительству различных объектов.

У Алексея Николаевича двое детей. Старшая дочь замужем за подводником и живет в Санкт-Петербурге. А младший сын пошел по стопам отца: тоже заканчивает тот же самый военно-морской вуз и по той же специальности.

Конечно, связи с сослуживцами наш герой не теряет. Кстати, многие из них тоже живут и работают в Пензе.

Алексей Николаевич внимательно следит за новостями с флота.   
— Я рад, что наше дело продолжается, — говорит он. —Северный флот остается такой же мощной боевой силой, как и раньше. 
От всей души поздравляю с праздником всех причастных к военно-морской службе! Желаю, крепкого здоровья, семейного благополучия и семь футов под килем!   

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER