Пчеловод посадил в Нижнеломовском районе яблоневый сад

Пчеловод посадил в Нижнеломовском районе яблоневый сад

Почти 6 гектаров земли заняты молодыми деревцами

Поворот на Голицыно, минут 10 по грунтовке в сторону леса — и мы в саду. На окраине небольшой дом, построенный наспех из подручного материала. Рядом стоит трактор. И вплоть до лесополосы — стройные ряды молодых яблонь.

Говорят, каждый человек должен посадить за свою жизнь хотя бы одно дерево. Юрий Кузнецов замахнулся на целый сад. Такая была у него мечта.

Вот откуда что берется? Юрий Владимирович — человек городской. Родился в Ломове, жил в квартире. А вот поди ж ты — потянуло к простой сельской жизни. Отучился на пчеловода, стал знатным на всю округу пасечником. Неплохо на этом зарабатывал. Вошел в объединение «Пензенский мед», стал поставлять свою продукцию в дорогие московские рестораны. Кузнецовский мед — вкусный, душистый. Летом пахнет. Рестораторы стали заказывать продукцию заранее — тоннами. И жить бы спокойно, зарабатывать деньги и не париться. Но хотелось попробовать чего-то еще.

Кузнецовы открыли небольшое кафе. Но бизнес не пошел. Да и морального удовлетворения не приносил. Теперь вывеска красуется на пасеке. И смотрится здесь удивительно органично.

Тоска по саду
Мы сидим под навесом и пьем чай на травах — из настоящего самовара. Любуемся молодыми яблоньками.
— Когда-то здесь был шикарный барский сад, — рассказывает Юрий Владимирович. — И усадьба. От нее и следа не осталось. Да и от сада — одно название.

Фермер ходил по земле, смотрел на искореженные временем деревья, почти не приносящие плодов, и сердце кровью обливалось.

А тут еще эта эпопея с санкциями, и привозные яблоки на прилавках магазинов стали дороже апельсинов… Обида Кузнецова взяла: что у нас, свои фрукты-ягоды не растут?! Кстати подоспела и государственная программа, по которой можно было получить грант на развитие садоводства. И Юрий Владимирович стал первым фермером в регионе, который этим воспользовался. Получил грант в 1,5 млн рублей. И разбил сад, о котором давно мечтал.

Первые трудности
Первый год был самым трудным. Пришлось выкорчевывать старые деревья, косить бурьян, ездить в Мичуринский питомник за саженцами — зимними сортами. Но многие деревца погибли из-за набега мышей.

На следующий год супруги снова взялись за работу. Сейчас почти 6 гектаров земли заняты молодыми яблонями. Сад постепенно разрастается.
— Господдержка — 1,5 млн на 10 гектаров, — рассказывает Юрий Владимирович. — А по-хорошему вложить надо 4 млн на гектар. Саду нужны обработка, прополка, полив...

Пока фермер поливает шлангом, пуская трактор с бочкой по междурядьям. Воду берет из маленького пруда, который летом почти пересыхает. А нужен капельный полив, надо бурить скважину. Когда пойдут большие урожаи, понадобится хранилище под яблоки.

Жена ведет бумажные дела, бывает на ферме наездами. А Юрий почти все время проводит здесь. Часто и ночует в домике.

— Бывало, утром приедешь — недосчитаешься нескольких саженцев, — вздыхает он. — Кто-то выкопал. Приходится сторожить.

Пока сад никакой прибыли не приносит. Мало того, все деньги от других видов деятельности (помимо пчеловодства, семья занимается разведением коз и продает молоко) уходят на него.

Клад семьи Кузнецовых
Фермер влез в кредиты. Хотел взять займ в специальном фонде для развития малого бизнеса — под 8 процентов. Но ему отказали: засомневались, а будет ли вообще прибыль от сада. Тогда он взял в коммерческом банке — втридорога, под залог техники.

— Дома который год не можем ремонт сделать, — говорит Елена Владимировна, глядя на мужа. — Все уходит на эти деревья.
Но в глазах ее нет укора. Она и сама «заболела» садом.

Юрию помогают три наемных работника, но основная нагрузка — на нем. По случаю приезда журналистов фермер надел белую рубашку. А руки — с черной каемочкой земли под ногтями — стыдливо прятал. А чего прятать? Руки трудового человека.

Мы гуляем по саду. Кузнецов с нежностью оглядывает каждое деревце. Пахнет свежей листвой, корой, разнотравьем.

В районе бытует легенда, что на территории усадьбы был спрятан клад. Возможно, зарыт где-то под яблоней. Много земли перелопатил Кузнецов, сажая новые деревья.
— Не нашли барский клад-то? — шучу я.
— Да где-там! — улыбается фермер. И машет рукой.

А мне кажется, он свой клад уже нашел. Любимое дело, которое по душе, — чем не клад? Ведь не все в этой жизни меряется деньгами. Они приходят и уходят. А сад — останется...

 

Читайте также:

Жителей села Потловка и Чеботаевка лишили благ цивилизации

Автор: Алена РЯДНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER