Общественный транспорт в Пензе: по новому тарифу или пешком?

Общественный транспорт в Пензе: по новому тарифу или пешком?

Если стоимость проезда не вырастет, частные предприятия могут обанкротиться вслед за муниципальным перевозчиком

Сколько стоит билет?

В одном из апрельских номеров нашего еженедельника пензенский ученый  Алексей Власов рассказал о своем видении ситуации с пассажирским транспортом в областном центре и его  проблемах.
— Снижение пассажиропотока и хроническое недофинансирование отрасли станут в недалеком будущем  главными причинами банкротства действующих компаний — частных перевозчиков, — утверждает ученый.

Журналист «Пензенской правды» обратилась к сотрудникам  пассажирских транспортных предприятий Пензы и выяснила, что главная проблема для них — расходы на содержание транспорта, которые на сегодняшний день достигли своего критического предела.  

Тяжкий груз для бюджета

Всем известна печальная участь муниципального транспортного предприятия «Пензенские пассажирские перевозки». Предприятие обанкротилось, и теперь на дорогах нет ни одного муниципального автобуса.

Из-за этого начало дачного сезона было в этом году очень непростым. Разговоры вокруг организации дачных перевозок и значительно  выросшей стоимости не утихают до сих пор. Некоторые считают, что частники, воспользовавшись ситуацией с банкротством МУП «ППП», просто взвинтили цены. Но была ли у них возможность для маневра?

Как выяснилось, расценки на доставку пассажиров для автотранспортных предприятий в 2015 году остались на уровне 2014 года. А вот в городском бюджете вдвое сократились дотации на дачные перевозки. В 2014 году на эти цели выделяли 42 млн. рублей, а в 2015-м — чуть больше 18 млн. Результат: разница легла на плечи дачников. При этом перевозчики заведомо идут на существенные риски, ведь дороги до дачных участков в большинстве своем оставляют желать лучшего, а значит, пассажирский транспорт, с трудом передвигающийся по ухабам, придется чаще ремонтировать, заменяя дорогостоящие запчасти.

Дырявый карман не наполнишь

По мнению экспертов, с которыми нам удалось поговорить, одними из причин банкротства МУП «ППП» стали и неэффективная система управления, и существующая тарифная политика. Ведь часть недополученных доходов предприятию перечислял городской бюджет, а когда он не смог выделять необходимые суммы, дело дошло до огромных долгов и невозможности по ним расплатиться.
Но, несмотря на банкротство муниципалов, коллапса в отрасли не случилось, прежде всего, благодаря четкому ориентиру со стороны городской власти на сохранение автобусов большой вместимости и троллейбусов. В том числе и потому, что на рынке транспортных услуг успешно работают предприятия-перевозчики, родившиеся и выжившие в этой среде.

Все мы знаем, что часть троллейбусного парка МУПа перешла в ведение «Пензалифта».  Сейчас, спустя три месяца, руководство этого предприятия уже делает определенные выводы, честно признаваясь, что пассажирские перевозки — это колоссальный труд, на который влияет огромное количество факторов: состояние дорог, техники, погодные условия и т. д.
При этом сотрудники МУП «Пензалифт» подчеркивают, что доходными пассажирские перевозки назвать нельзя. Экономят на всем. В результате зарплаты у водителей такие, что стыдно их вслух называть. Кроме того, нужно приобретать новый транспорт, а при выросших ценах попробуй это сделать.

Непростое решение

Сегодняшний пассажирский транспорт Пензы — это автобусы большой вместимости (не старше 7–10 лет) и иномарки-микроавтобусы, приобретенные только за счет средств предприятий-перевозчиков, в кредит, на условиях лизинга, которые выплачиваются по нескольку лет.

Для перевозчиков никто не отменял обязательное соблюдение строгих требований к содержанию и обслуживанию транспорта.

Никто не отменял обязательный для пассажирского транспорта ежемесячный технический осмотр. Никто не отменял федеральное законодательство, которое обязывает оборудовать весь пассажирский транспорт спутниковой навигацией ГЛОНАСС. Никто не отменял инфляцию и рост цен на постоянно требующиеся запчасти.

На протяжении последних нескольких лет город, региональное Управление по регулированию тарифов и энергосбережению, да и сами перевозчики сдерживали рост тарифов. В то время для этого возможности еще имелись: была стабильная цена на дизельное топливо, не прыгал курс  доллара и запчасти предлагались поставщиками по приемлемым ценам.

Сейчас откладывать принятие решения уже не получается. Этот вариант обсуждают и в Думе, и в администрации города Пензы.

Важно, что позиция власти направлена на то, что отрасль нужно поддержать и общественный транспорт во что бы то ни стало сохранить. Нельзя допустить, чтобы город встал.

В последний раз цена проезда в пензенском общественном транспорте повышалась год назад. Уже тогда перевозчики говорили, что это полумера и она лишь немного сгладит ситуацию, но не исправит ее кардинальным образом.

Небольшой прибавки хватило только на то, чтобы более-менее компенсировать рост цен на бензин и запчасти. Тогда же в Пензе произошла тарифная уравниловка: проезд в автобусе, троллейбусе, маршрутке стал стоить почти одинаково.  

За год расходы транспортников достигли своего критического предела. И речь сейчас идет именно о выживании предприятий-перевозчиков.

Гонки на выживание

Попробуем представить, что может произойти, если все останется как есть. Во-первых, ситуация скажется на безопасности перевозок. Автотранспортные предприятия обязаны выполнять договор с администрацией города и не могут не выпустить транспорт в рейс.

Но экономить больше не на чем. Покрывать издержки, урезая зарплаты водителям, обслуживающему персоналу? Хорошие работники уйдут, и их место займет низкоквалифицированный персонал, который, работая  на давно не видевшем ремонта транспорте, поставит под угрозу наши с вами жизни.

Затем, чтобы хоть как-то сэкономить на налогах (в 2014 году предприятия уплатили более 10 млн. рублей), перевозчики начнут скрывать свои доходы.

Перспективы нерадужные. Но получается, что путей, по которым можно пойти, сегодня всего два: решать проблему через повышение тарифа либо, понадеявшись на «дырявый» бюджет, медленно, но верно идти к банкротству всех перевозчиков. Что из этого хуже?

Как изменились расходы автотранспортных предприятий за последний год

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное