Обратная сторона урбанизации: сельское население Пензенской области с каждым годом сокращается

Обратная сторона урбанизации: сельское население Пензенской области с каждым годом сокращается

Залесное Каменского района — один из множества неперспективных населенных пунктов губернии

Когда мы свернули с трассы, хорошая дорога кончилась, машину начало подбрасывать на ухабах. На обочине встретилась табличка, извещающая, что селу, в которое мы едем, 300 лет. Но, похоже, его история подходит к концу...

Когда-то здесь была школа, но уже 11 лет как ее закрыли. Опустевшее здание обветшало очень быстро, заросло бурьяном.

Сейчас в Залесном по прописке всего 100 обитателей, а на деле — на треть меньше. Большинство — пенсионеры. Самому юному жителю Ярославу — 4 годика.  

Трудоспособные граждане едут искать счастья на стороне. В Залесном всего два рабочих места: фельдшер в ФАПе и продавец в магазине.

За прилавком стоит бывшая учительница иностранных языков Галина Анатольевна Бирюзова. После окончания педагогического института она хотела устроиться в городе, но любовь не пустила — Галя вышла замуж за односельчанина, родила двоих детей. А на селе как: хочешь прокормиться — разводи скотину… В общем, Галина о переезде больше не заговаривала.

— Прикипела я душой к родному селу, — говорит она. — Правда, знание иностранных языков здесь не пригодилось. Работала учителем начальных классов, пока в Залесном не осталось всего три ученика. А сейчас и того меньше — двое ребят школьного возраста! Они ездят учиться в село Калинино.

И миллиона не надо

В Залесном давно уже нет ни клуба, ни библиотеки. После закрытия школы Галина несколько лет сидела дома. Хотя был период, когда учителям иностранных языков, согласным работать в сельской местности, выплачивали по миллиону рублей в качестве «подъемных». Но для нее тяга к родным местам оказалась сильнее, чем желание заработать где-то на стороне.

Первый год Бирюзова плакала, когда школьный автобус скрывался за поворотом. Потом привыкла. Да и домашние дела отвлекали — их в деревне невпроворот. А добытчиком стал муж — ездил на заработки.

Когда ей предложили занять место продавца, Галина обрадовалась. Дети уже выросли. Андрей окончил железнодорожный техникум, Олеся собирается поступать в институт. Галина понимает, что в село они не вернутся. Тут нет главного — работы.

На ЛПХ ставку в Залесном почему-то никто не сделал. Ни у кого не оказалось предпринимательской жилки. Да что там говорить, на все село — 6 коров, в том числе одна — у Бирюзовых.

— У нас огород — 30 соток, можно было бы картошкой заняться, но сдавать ее некуда, — печалится Галина.

Получается, что самая «элитная» категория людей в селе — пенсионеры. Только у них есть стабильный денежный доход.

Люди трудоспособного возраста ездят на заработки: кто в Каменку, кто в Пензу, а кто в соседнюю деревню, где несколько человек взяли в аренду землю и занялись сельским хозяйством, дав работу и другим.  

Увы, таких деревенских предпринимателей пока не очень много, потому что работать на себя — это большая ответствен
ность. На чужого дядю проще...

Модернизация докатилась и до Залесного: в местном ФАПе пеленальный столик с подогревом. Однако появятся ли в селе новые жители — большой вопрос.

Но в нашей области есть населенные пункты, в которых еще меньше жителей, чем в Залесном. К примеру, на хуторе Крутом Бековского района осталось чуть больше десятка человек.

А некоторым деревням, таким как совсем обезлюдевшее сердобское Яблочково, осталось только памятник поставить, что и сделали тоскующие по малой родине выходцы из тех мест...

Карта области изменится

Известный пензенский историк и краевед Михаил Полубояров, работая над разными документами, вытащил на свет божий печальные цифры. Его труд «Весь Пензенский край» можно посмотреть на сайте suslony.ru. По подсчетам автора, среднегодовая убыль сельского населения составляет в последние годы до 4–5 тыс. человек в год.

«Если такие темпы сохранятся в ближайшие десятилетия, то через 88 лет в сельской местности области не останется ни одного постоянного жителя, — пишет Полубояров. — Процесс будет проходить неравномерно».

Положительный демографический баланс наблюдается только у пригородных районов — Пензенского и Бессоновского. Еще шансы на сохранение сельского населения есть у Кузнецкого, Городищенского и Мокшанского.  

Остальные районы на протяжении столетия-полутора будут угасать.

Но это — если ничего не изменится. Мне хочется верить, что все не так пессимистично. Ведь история развивается по спирали.

Да, все тянутся к благам цивилизации. Но есть и обратное: люди уезжают из городов в деревни и села! Тут и духовный зов (все-таки народ русский вышел из утробы сельских деревянных изб, согретых печным огнем), и прагматический расчет (Россию морепродуктами не прокормишь: кругом суша). Ну куда мы без картофельного поля?!

ЦИФРЫ

Сельское население Пензенской области

2002 год — 507,7 тыс. чел.
2010 год — 456 тыс. чел.
2015 год — 436 тыс. чел.

Автор: Юлия ДЕНИСОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное