Не пора ли установить предельные наценки на социально значимые продукты?

Не пора ли установить предельные наценки на социально значимые продукты?

На оперативном совещании вице-губернатор Пензенской области Сергей Златогорский попросил заместителя председателя правительства Валерия Савина доложить, как обстоят дела с ценами на основные продукты питания.
Из стабильной в целом ситуации выбивается областной центр. Для сравнения: рост цен к предыдущему месяцу в Сердобске составил 0,47 процента, в Кузнецке – 1,73 процента, в Пензе – 5,84 процента...

К слову, крупные сети ведут правильную ценовую политику и поддерживают потребителя. За что и заслужили от вице-губернатора благодарность. Что касается мелкорозничной торговли, к ней вопросы есть. Что и показал проведенный на днях рейд по магазинам Арбекова. Что особо хотелось бы отметить: несмотря на отдаленность, их здесь пруд пруди. Поэтому принцип шаговой доступности соблюдается в полной мере.

Первый пункт остановки – «Магнит». Здесь действует меморандум о наценке в 5 процентов на группу социально значимых товаров. А хлеб «Дарницкий», сеяный и батон нарезной, а также продукция птицефабрики «Васильевская» предлагаются покупателю по ценам ниже отпускных. Понятное дело, крупная сеть (по области «Магнитов» более 70, в Пензе – 40) может себе такое позволить. Правда, картофель по 26,70 и морковь по 24,40 рубля  весьма низкого качества. Но в целом ассортимент приличный и цены доступные.

Кстати, с овощной продукцией вообще беда. В магазине «Караван» картофель чуть дешевле, но совсем сморщенный. А капуста по цене 29,90 больше просится не в суп, а в помойное ведро.

Еще хуже дела обстоят в «Апельсине». Картофель по 26,50 рубля и морковь по 31,50, по словам Валерия Александровича, стыдно даже на корм скоту давать, не то что предлагать покупателям: половина продукции уже сгнила.

Ценовая политика руководства магазина и вовсе поразила. Выяснилось, что овощи комбината «Тепличный» поставляют перекупщики. Отсюда и высокая цена. На предложение зампреда приобретать их напрямую, а также поработать над расширением ассортимента последовала реплика: «Еда за брюхом не ходит».

Магазин «Тополек» на улице Одесской только тем и хорош, что торгует свежей мокшанской говядиной по весьма приемлемым ценам. В целом же создалось ощущение, что на машине времени попал лет на 40 назад. Таких торговых точек, пожалуй, уже и в селах не осталось.

Но больше всего «впечатлил» торговый центр «Кагау» вкупе с сезонной торговлей возле него. О благоустройстве говорить не приходится – кругом грязь.

Продавцы бойко предлагают картофель по цене от 35 до 40 рублей за килограмм. Только вот не выращенный собственными руками, а приобретенный… на ярмарке (соответственно с накруткой).

Кстати, на ярмарке скопилось около 30 машин с картофелем. На вопрос Савина, почему бы не разбросать их по городу, чтобы обеспечить жителей отдаленных микрорайонов доступной по цене продукцией, администрация заверила, что это делается.
– Значит, недостаточно! – жестко парировал Валерий Александрович. – Иначе не было бы такого раздолья перекупщикам, которые пользуются тем, что в магазинах нет качественных продуктов.

В самом здании торгового центра неприглядного вида картофель и капуста по 30 рублей, морковь – по 40. Как метко изрекла стоявшая рядом бабуля, «не укупишь».

Яйца от 42 до 62 рублей. Из чего сложилась такая цена? Как выяснилось, за пятачок в несколько метров арендаторы платят 35 тысяч рублей в месяц. Вот и отбивают.

Правда, хозяин «Кагау» Бакир Аджигитов попытался эту информацию опровергнуть, но вспомнить стоимость аренды квадратного метра в своем магазине так и не смог.

Аналогичная картина на рынке «Арбековский». За аренду 3 квадратных метров под торговлю мясом сельчане платят 400 рублей в день! То бишь один квадрат в месяц обходится в 4 тысячи. Потому и о доступности цен на мясо говорить не приходится.

Как заметил Валерий Савин на прошедшем в пятницу заседании комиссии по мониторингу цен, это уже поле деятельности антимонопольного комитета и прокуратуры.

По итогам работы за минувшую неделю зампред поставил городу двойку.
– Правительство области, районные власти делают все возможное, чтобы затащить местного производителя в Пензу. Ему сегодня выгоднее торговать за пределами области, вывозить продукцию в Москву. Но люди поддерживают политику губернатора – насытить рынок доступными по цене и качественными продуктами питания.

Савин потребовал оперативнее устранять выявленные недостатки, осуществлять постоянный контроль, плотнее работать с руководителями розничной торговой сети.

Впрочем, не хотелось бы ставить точку на столь минорной ноте. Розничная торговая сеть областного центра неуклонно развивается. Обратимся к статистике, без которой, как говорил Новосельцев из «Служебного романа», не жизнь, а каторга. Норма расчета предприятий торговли составляет 280 кв. метров на тысячу человек. На сегодня в Пензе  существующие торговые площади в 2,4 раза выше нормативных.

В целях стабилизации цен на продукты питания в 32 точках реализуется продукция ООО «Каменка-мясо», в 110 точках осуществляется торговля разливным молоком, началась выездная торговля хлебобулочными изделиями – под нее определено 27 мест. К услугам горожан продукция птицефабрики «Васильевская» с минимальной наценкой. В целом альтернатива у покупателей есть.

К сожалению, всегда найдутся торгаши, которые попытаются воспользоваться сложной ситуацией и нагреть руки.

Правда, государство вправе применять механизмы регулирования розничных цен на продовольственные товары первой необходимости. Но… сроком не более 90 дней и только в случае, если в течение месяца в каком-либо регионе товары подорожали на 30 и более процентов.

Поэтому и звучат предложения выйти с законодательной инициативой в Госдуму и определить перечень продуктов, на которые предельная наценка была бы значительно ниже. Как это сделали с медикаментами. Весьма разумное было бы решение.



Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке