Не одежда красит человека, а ее создатели…

Не одежда красит человека, а ее создатели…

Современная мода разрушает все стереотипы. Чтобы создавать ее и воплощать в конкретных вещах, надо быть разносторонне развитым человеком

О роли одежды в нашей жизни хорошо написали Ильф и Петров. Сюжет их фельетона «Директивный бантик» таков: летом на пляже знакомятся и влюбляются друг в друга юноша и девушка. Но когда они начинают одеваться, взаимное чувство идет на убыль. Одежда превращает привлекательного парня в «кривоногого прощелыгу с плоской грудью и широкими немужскими бедрами», а девушку… Нет, лучше тоже процитирую: «Она была в готовом платье из какого-то ЗРК. Оно вздувалось на животе. Поясок был вшит с таким расчетом, чтобы туловище стало как можно длиннее, а ноги как можно короче. И это удалось. На ногах девушки были чулки из вискозы с отделившимися древесными волокнами и бумажной довязкой, начинающейся ниже колен». В итоге изделия отечественного легкопрома разрушили чувства на корню. Печальная история, правда?

В Советском Союзе люди одевались почти одинаково, потому что швейные фабрики выпускали стандартные вещи. Чтобы выделиться, нужно было доставать дефицитную зарубежную одежду, что было делом непростым (тех, кто продавал такие вещи, называли фарцовщиками и преследовали по закону).

Кто следил за модой, заказывал наряды в ателье и у портних. Это выходило дороже, зато давало возможность выделиться. Швейное ремесло приносило стабильный доход, рейтинг профессии был высоким.

У современных модниц проблем с нарядами нет. Магазины предлагают массу вещей на любой вкус, цвет и кошелек. Казалось бы, престиж и значимость профессии портного оказались под вопросом. А вот и не угадали!

О стремлении к творчеству, новых тенденциях в мире моды и многом другом рассказала нашим читателям доцент кафедры дизайна и художественного проектирования Пензенского государственного университета архитектуры и строительства Василя Богданова.

— Василя Закяровна, как вы пришли в данную сферу?
— Началось все со школы. У меня была хорошая учительница по технологии: она отлично знала швейное дело и не представляла, как это женщина может не дружить с иголкой и ниткой. Под ее руководством я освоила азы кроя и пошива. У меня в голове постоянно возникали модели одежды и хотелось воплощать их в жизнь. Уже школьницей я шила не только себе, но и маме. Она, кстати, была моей самой капризной заказчицей. Ну а в выборе швейного дела своей профессией сыграло роль желание хорошо выглядеть. Во времена моей юности в магазинах нечего было купить. Дефицит оказался отличным толчком для творчества.

— Сейчас, когда проблем с модной одеждой нет, этого стимула не стало?
— С одной стороны, да. К примеру, в советские годы кружки кройки и шитья были практически в каждом доме творчества. Сегодня их надо поискать. Потеряна значимость профессий швеи, закройщика. Раньше в большинстве магазинов тканей стояли столы раскроя (они есть и сейчас, но не везде). Очень удобно: покупаешь отрез, подходишь к закройщику, он снимет мерки и тут же вырезает детали будущего платья или жакета. Услуга была очень востребована, потому что многие шили, имели швейные машинки, но кроить не умели.

Говорят, что каждая женщина должна найти своего парикмахера. А раньше ей требовался еще и свой портной или ателье. В Пензе самыми популярными считались «Березка», «Светлана», «Элегант». Это был целый процесс: выбрать ткань, продумать образ, несколько раз прийти на примерку. Сегодня ритм жизни такой, что времени на все это у большинства из нас нет. Удобнее пойти и купить готовую вещь. Поэтому услугами портных сегодня пользуются гораздо реже.

Но с другой стороны, стремление к прекрасному, желание выразить себя через творчество заложено в каждой женщине. Это подтверждает история. Женщины на Руси всегда сами обшивали себя. Жили скромно, но создавали такие шедевры, которые мы сейчас изучаем с удивлением и восхищением. И каждая хотела превзойти подругу. По-моему, это нормальное женское стремление. Именно поэтому такие профессии, как швея, закройщик, портной, дизайнер, модельер, никогда не выйдут из моды. А с появлением новых технологий и оборудования они получили очередное рождение.

— Расскажите об этом поподробнее.
— Меняется все: оборудование, технология кроя и шитья, алгоритм операций. Скажем, если раньше карман обрабатывали определенным способом и это считалось единственно правильным, то сейчас появилась масса новых вариантов — фигурный, с планкой, карман в кармане. Это тоже изобретение, пусть и чисто технологическое.

Но больше всего новаций появилось в конструировании одежды, где разрушаются рамки и стереотипы. В современном искусстве тон задает такое направление, как деконструкция. Мы привыкли к тому, что жакет надо носить на плечах, юбку — на поясе. А сейчас дизайнер может разрезать каждую вещь по оси, перевернуть и пришить юбочную часть к жакетной или сделать еще что-то в этом роде. Конечно, для повседневной носки такие вещи-мутанты не годятся, но какие-то элементы проникают в наш гардероб.

Практически у каждого есть одежда, где утрируются различные формы и элементы. Например, жакет большого размера, подогнанный под маленький, или платье со швом наружу, или тонкий трикотажный джемпер с толстым вязаным воротом, или брюки с низкой посадкой и глубокими до колена карманами, или двухсторонние вещи. Все это проявления деконструкции, которые раньше считались неэстетичными и не допускались.

— Василя, вы готовите специалистов швейного дела высшего разряда — дизайнеров одежды. Каковы требования к тем, кто решил освоить эту специальность?
— Помимо вкуса, стремления к прекрасному, умения выражать свои идеи, необходимы усидчивость, способность к кропотливому труду, эрудиция и мужество. Тогда толк будет. Поясню про мужество. Поступая на наше отделение, не все понимают, насколько высока планка. Молодежь сейчас знает, как и где можно получить информацию, но перерабатывать, пропускать ее через себя не умеет.

В процессе учебы начинается преображение, потому что приходится очень много читать, в том числе и классическую литературу. Особое внимание мы уделяем моделированию, конструированию, инсталляции, скульптуре. Эти дисциплины прекрасно развивают пространственное мышление, воображение.

— Ваше определение профессии дизайнер?
— Дизайнер — это новатор, революционер, конструктор. Он должен впитывать в себя все тенденции современности, быть начитанным, все подмечать. Уметь работать руками, шить, чертить. И, конечно, обладать живым воображением, понимать микросхемы и чувствовать поэзию.

Не было бы счастья, да увольнение помогло…

Марина Т. трудится в собственном ателье по ремонту и пошиву одежды. Два года назад ее, кадровика, сократили с одного из пензенских предприятий.

В ГКУ «Центр занятости населения г. Пензы» (ЦЗ) ей предложили пройти курс обучения кройке и шитью. Девушка согласилась и смогла изменить свою жизнь, пройдя путь от безработной до индивидуального предпринимателя.

Двухмесячные курсы на базе техникума сферы быта и услуг по путевке от ЦЗ многим дают возможность не только освоить ремесло швеи, портного и закройщика, но и попробовать свои силы в бизнесе.

— Многие безработные после курсов начинают работать на себя, — рассказывает ведущий инспектор отдела профессионального обучения и профессиональной ориентации ЦЗ Лариса Ходакова. — Одни занимаются ремонтом одежды, другие шьют шторы, постельное белье на заказ. Специальность востребована на рынке труда, но у многих возникают сложности с трудоустройством из-за отсутствия стажа. Собственное дело помогает решить этот вопрос. И знаете, после такого опыта единицы снова идут работать «на дядю».

Отдельная программа в ЦЗ действует для женщин, находящихся в декретном отпуске. Она начала работать три года назад. В этом году на курсах кройки и шитья планируется обучить 80 женщин, находящихся в декретном отпуске, и 300 человек из числа безработных.

Честно нашитое

Наталья Чудина: «Не умеете кроить? Приходите ко мне»

В семье Натальи Николаевны интерес к иголкам с нитками передается через поколение. Ее бабушка была отличной швеей, и у двухлетней внучки Дашеньки лоскутки, пуговки и катушки ниток — любимые игрушки.

Сама Наталья всю жизнь проработала бухгалтером, но всегда оставалась верна своему увлечению: будучи школьницей, она занималась в кружке кройки и моделирования, а потом окончила профессиональные курсы. Шила одежду себе, мужу и детям. Это всегда позволяло им всем выглядеть модно и стильно.
Выйдя на пенсию, Наталья решила организовать курсы кройки и шитья на дому, дала объявление в газете. Пока учеников у нее немного, в основном это подруги и их знакомые, но сарафанное радио уже делает свое дело.

Ирина Панина: «Главное, чтобы костюмчик сидел»

Девушка окончила Московский институт моды, дизайна и технологий. Она мастерица на все руки, создает украшения, искусственные цветы и многое другое.

— Но умение шить, — считает Ирина, — стоит особняком: оно необходимо каждой женщине хотя бы на базовом уровне. Еще 7—8 лет назад по-настоящему модную вещь можно было купить только в дорогих бутиках. Мои подруги часто приносили мне платья своих более состоятельных знакомых и просили сшить такую же модель. Сейчас многих моих клиентов оттянул Интернет, где оригинальные модели можно купить по подходящей цене. Остались те, кто любит, чтобы вещь была сшита по нему (как говорится, «чтобы костюмчик сидел»), и предпочитает сам выбирать ткани. В основном заказывают вечерние, выпускные наряды.

Елена Палатова: «Второгодники осваивают пальто»

Руководит студией «Художник-модельер» в МБОУ ДОД «Детская школа искусств г. Пензы им. Ю.Е. Яничкина». Школьникам искусство шитья и конструирования преподает более 20 лет.

Многие мамы и бабушки, которые водили к ней своих детей, сами захотели научиться азам швейного дела. Пять лет назад были открыты курсы для взрослых. Программа рассчитана на год, за который слушатели осваивают раскрой и пошив юбки, блузки, брюк, платья. Многие «остаются на второй год» — по его итогам в качестве дипломной работы женщины шьют пальто.

Контингент самый разный — от студенток до пенсионерок. С каждым годом желающих пройти курсы становится больше.  

— Мотивация у моих учениц примерно одинаковая: хотят научиться воплощать в жизнь свои идеи, создавать эксклюзивные вещи, — говорит Елена.

Ольга Клинкова: «И заработок, и творчество»

— Я шью с девяти лет. Считаю, что престиж таких профессий, как швея, закройщик, дизайнер одежды, надо всячески повышать. Во-первых, это творчество, а во-вторых, ремесло позволяет заработать. Сейчас руковожу собственным швейным ателье «Даймонд». Многие клиенты одеваются у нас уже более 10 лет. Среди  них четко просматриваются две группы. Первая — это люди с нестандартной фигурой. Мы помогаем им подчеркнуть достоинства внешности и скрыть недостатки. Вторая категория — те, кто любит и умеет хорошо одеваться. Одеваться у портного ненамного дороже, чем в бутике, но при этом можно быть уверенным, что такая вещь есть только у вас.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное