Мать повесившегося 17-летнего башмаковца состоит в «Свидетелях Иеговы»
Другие случаи подросткового суицида произошли в Каменке и Кузнецке
Нет, наверное, никого из представителей старшего поколения, кто не хотел бы снова стать молодым. Ученые ищут лекарства, продлевающие бытие. Люди переходят на правильное питание, бегают марафоны, лишь бы как можно дольше наслаждаться жизнью — великим даром. Но иные отвергают этот дар. Особенно трудно понять и смириться, когда роковой шаг совершают молодые…
Четыре сына
Были как раз сороковины. Но до сих пор нет внятного ответа на вопрос о том, почему 19 декабря разговорчивый, общительный 17-летний житель Башмакова Илья М. покончил с собой.
Нет объяснений даже у его старшего брата Алексея, с которым Илья был очень близок, с которым они вместе учились в Белинском многопрофильном колледже.
— Все было, как всегда, я и предположить не мог, — говорит 20-летний Алексей, катая желваки.
Семья многодетная, четверо сыновей. Мама Елена Николаевна воспитывала их одна: несколько лет назад отец утонул в пруду (кстати, в непосредственной близости от дома, где свел счеты с жизнью Илья).
Маму пытались ограничить в родительских правах. Женщина нам рассказала, что она – член религиозной организации «Свидетели Иеговы». Организация на территории России не запрещена, но эксперты обращают внимание, что в этом учении сильна апокалиптическая составляющая. Считается, что многие его последователи избегают общественной жизни, настроены против социальных институтов.
По моему мнению, поведение мамы в этот шаблон, пожалуй, укладывалось. Например, в седьмом классе Илья начал пропускать уроки, успеваемость упала. К ним домой зачастили учителя. Так вот, мама всегда горой стояла за сына, считала, что к нему придираются, иногда не открывала дверь.
Сама она нередко отсутствовала дома. В поселке говорят: ездила в соседний район по делам веры.
Социальные службы к детям придут — мамы нет, в холодильник полезут — пусто. И хотя мальчишки росли дружными, самостоятельными, спортивными, ситуация тревожила и проверяющих, и администрацию района. Прокурор подал в суд, но Елена Николаевна продемонстрировала готовность к исправлению, и суд ей поверил. В конце концов, она не пила, детей любила и те тоже были к ней очень привязаны.
Он его звал
Третий ребенок в этой семье, 10-летний Ваня, страдал ДЦП в тяжелой форме.
Так повелось, что старший Алексей жил с теткой, в доме напротив. Поэтому когда маме нужно было уйти, она оставляла младших именно на Илью. Он, по рассказам, заменял папу и маму, на нем лежала практически взрослая ответственность за малыша и инвалида.
Этой осенью Елена Николаевна с младшим сыном легли в больницу. Инвалид Ваня опять остался на попечении Ильи. Вечером старший младшего накормил, а утром обнаружил, что Ванечка умер.
Самая возвышенная версия самоубийства Ильи связана с этим фактом. Люди посчитали, что парень не справился с чувством вины, тосковал по брату. Якобы Илья говорил, что Ваня его зовет. Родственники же думают иначе: да, Илья переживал, но Ваня был очень болен, и все понимали, каков прогноз…
После смерти Вани семья ушла жить к родственникам. Кроме драматической, была и прозаическая причина: за долги в несколько тысяч рублей дом отрезали от газоснабжения. Ситуация спорная. Конечно, лишить тепла многодетных в зиму — свинство. Но, с другой стороны, если бы мама перечисляла в месяц хотя бы по 500 рублей, их бы не тронули. Однако она не платила. При этом в месяц семья получала тысяч, наверное, 30 в виде различных пенсий и пособий.
Потому что непонятно
Ту роковую субботу Илья провел в обществе родственников и приятелей — болтали, играли в карты. Ближе к полуночи он ушел, попросив, чтобы через какое-то время приятели заглянули в его прежний, теперь опустевший и холодный дом…
Дверь была закрыта изнутри. Когда ее выбили, Илья лежал на полу с удавкой на шее…
Для башмаковцев (по крайней мере, для тех, с кем нам удалось поговорить) эта смерть осталась загадкой. У Ильи не было девушки, чтобы предположить несчастную любовь, он не злоупотреблял алкоголем, не страдал компьютерной зависимостью.
Мама считает, что Илью убили зэки, сбежавшие из мест заключения, а полиция их не ищет. Слышали мы даже версию о том, что во всем виновато… солнце, которое вот уже три месяца прячется за облаками… А в общем, страшно, потому что непонятно, а значит, нельзя проконтролировать.
Получается, что это может случиться в любой семье?
Зачем вы уходите?
В декабре 2015 года в Пензенской области произошло сразу три суицида.
17-летний учащийся Каменского техникума рассорился с мамой, которая пыталась отвлечь его от компьютера. Педагоги говорят, что семья была вполне благополучная.
А в Кузнецке 13-летний Олег обиделся на родителей за то, что они отобрали у него телефон с интернетом и отдали взамен кнопочный, по которому можно только звонить. Мальчик повесился перед приходом родителей, его успели спасти. Это произошло 30 ноября. Две недели врачи боролись за жизнь Олега, а родители, тоже хорошая семья, плакали и молились, но смерть оказалась сильнее…
Уполномоченный по правам ребенка в Пензенской области Елена Столярова встретилась с руководителями районных администраций, правоохранительными органами и руководителями учебных заведений, в которых учились погибшие несовершеннолетние. Она выразила тревогу по поводу случившегося и попросила ответственных за работу с подростками лиц не относиться к своим обязанностям формально...
Наверное, с этого надо было начинать: мы приносим глубокие соболезнования всем, кто любил, знал и участвовал в судьбе этих детей. Мамы, вам сейчас особенно тяжело, наши сердца с вами…
Слабое звено
В последнее время число самоубийств в России неуклонно снижается. По данным ВОЗ, за 15 лет — на 44 процента.
Что же касается подростковых суицидов, то тут тенденции к улучшению, увы, не просматривается. По данным Росстата, на 100 тысяч молодых людей в возрасте 15-19 лет приходится 20 случаев суицида, что превышает среднемировой показатель почти в 3 раза!
Обратная сторона праздника
По словам психолога, сотрудника Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области Елены Шаховой, в каникулы и время, им предшествующее, суициды среди подростков учащаются.
Родителей и педагогов должны насторожить повышенная тревожность ребенка, нарушения сна, утрата способности получать удовольствие от вкусной пищи, чувство вины, нехарактерные для конкретного ребенка уход в себя, неряшливость, нежелание двигаться.
Недооценка серьезности чувств и намерений подростка может привести к непоправимым последствиям.
Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 14 и 15 декабря 2024: Сухоруков, «Щелкунчик» и «Фактор-2»
Публикуем самую интересную афишуВ Поволжье вместе со Сбером цифровую трансформацию проходит около 100 крупных и средних предприятий
С начала 2024 года количество таких компаний выросло в 2 раза