Башмаковский предприниматель Николай Юрлов — об экономическом кризисе

Башмаковский предприниматель Николай Юрлов — об экономическом кризисе

Николай Петрович более 20 лет он занимается бизнесом на селе. А «Юрловский хлеб» давно стал узнаваемым брендом

Экономику спасают бабушки

Николай Юрлов в Башмаковском районе человек известный. Более 20 лет он занимается бизнесом на селе. А «Юрловский хлеб» давно стал узнаваемым брендом. Мы поговорили с опытным предпринимателем о том, как живут в кризис сельские предприниматели.

— Николай Петрович, вы занимаетесь производством продуктов питания. Что думаете о нынешнем кризисе? Он есть? Люди стали реже заходить в магазин за хлебом?
— Стали ли меньше покупать хлеб? Пока я этого не заметил. Все-таки это главный продукт на наших столах. Думаю, что как бы то ни было, но на пищевой промышленности кризис отразится не так сильно как на других отраслях.

А в целом он, конечно же, ощущается, начинает показывать острые зубы. Все мы видим: упала покупательская способность населения. Не берусь судить на сколько, но думаю, что не менее чем на 30 процентов. Недавно встретился с предпринимателем, который занимается производством и установкой пластиковых окон. Расспросил, как бизнес. И получил ответ: «Очень трудно». Люди, если заказывают новые окна, оформляют кредит или рассрочку. У них нет сбережений. А для бизнеса это означает отсутствие нужного количества  «живых» денег в обороте.

Самая платежеспособная категория населения сейчас — пенсионеры. У них есть определенные накопления. И пенсию, в отличие от зарплаты, платят стабильно. Многие пожилые люди вынуждены помогать детям и внукам, которые влезли в долги или набрали кредитов.

Самое плохое в нынешней ситуации — отсутствие новых рабочих мест. Ведь сейчас не лучшее время для расширения или открытия нового бизнеса. В прошлом году в Башмаковском районе было создано 46 ИП, три общества с ограниченной ответственностью и пять КФХ. Это в разы меньше, чем в предыдущие периоды.

— Ну а что конкретно сейчас мешает развиваться предпринимателям? Никто же не вставляет палки в колеса. Наоборот, со всех сторон говорят о том, что бизнес — это наше все.
— Палки не вставляют. Но трудности есть, и серьезные. Возьмем, к примеру, банковский сектор. Еще десять и даже пять лет назад между банками была конкуренция, они придумывали программы для кредитования бизнеса, снижали процентные ставки, шли навстречу каждому клиенту. Сейчас же кредитные учреждения стараются сократить издержки, закрывают отделения в селах, работа с предпринимателями вообще сводится к минимуму. Может быть, в городе это не так ощущается, а вот на селе — заметно. Один из крупнейших банков страны закрыл в Башмаковском районе все отделы кредитования юридических и физических лиц. Ближайший населенный пункт, где предприниматель может подать документы на оформление кредита, — это Каменка. Расстояние — 100 км.

И это не все. Многие банки (из-за роста уровня инфляции) в одностороннем порядке начали повышать процентные ставки по ранее выданным кредитам. Это, конечно, было прописано в договоре. Но по карману бьет серьезно. Кроме того, раньше оформить кредит можно было на 15 лет. Сейчас — максимум на пять, что для сельского хозяйства крайне мало. Самая низкая ставка по кредиту, которую сегодня можно найти, — 28 процентов годовых. То есть фактически у банков нет эффективных программ для кредитования бизнеса.

— Что же получается, сейчас у сельхозпредприятий практически нет возможности на нормальных условиях взять деньги на развитие?
— По сути, так и есть. Пока выручают созданные в районах агентства по поддержке и развитию предпринимательства. Под 10 процентов годовых они могут на год выдать товарный кредит. Только не живыми деньгами, а оборудованием. Максимальный срок кредитования — три года, правда, и ставка меняется. И этого периода тоже не достаточно, но хотя бы условия не грабительские.

Не потерять доверие

— Вы говорите, что бизнесу сейчас трудно расширяться. Однако сами в прошлом году начали выращивать овощи и разбили сад. Не боитесь «прогореть»?
— Эта работа на перспективу. К тому же кто-то должен обеспечивать продуктами местные школы и детские сады. Сейчас главная загвоздка у большинства предпринимателей — реализация. Сетям нужен товар, который будет стоить как можно дешевле. А тогда какое может быть у продукции качество? Но и сокращать издержки за счет снижения качества я однозначно не буду. Опуститься до использования химии ради удешевления – навсегда испортить свою репутацию.

— Ну а что в нынешних условиях может спасти производителей?
— Доступные кредиты, адекватная ценовая политика. Цены на оборудование, сырье, энергоресурсы не должны быть заоблачными. Также нужен четкий отлаженный механизм распределения производств и готовой продукции.

— Вы начинали свой бизнес в 90-е годы. Кризис 1998 года был труднее?
— Пожалуй, да. Тогда кипели нешуточные страсти, все происходило очень бурно. Люди лишались работы, хватались за любую возможность подработать. Сейчас некоторое сжимание рынка труда наблюдается в основном в крупных городах. Массовых сокращений не наблюдается. В селах давно уже произошел серьезный отток населения, поэтому «битв за вакансию» в общем-то нет.
К тому же в последние годы экономическая ситуация в стране была стабильной. Мы стали заметно лучше жить и быстро к этому привыкли. Поэтому многие так бурно реагируют на происходящее сейчас. Хотя мы по-прежнему ездим на машинах, еще в прошлом году многие позволяли себе отпуск за границей. Да и рацион питания не так уж изменился. Разве что меньше стали употреблять деликатесов. Но дорогие импортные сыры и раньше не каждый день были на нашем столе. Значит, не все так плохо.

— Работают ли, по вашему мнению, санкции? И какие прогнозы вы делаете на будущее?
— На мой взгляд, для населения страны от санкций больше пользы, чем вреда. Местные производители смогли выйти на рынок и найти своего покупателя. Ну а с точки зрения развития бизнеса, мы только выиграли — это отчисление налогов в бюджет, новые рабочие места.

Я не берусь делать глобальные прогнозы. И не знаю, когда кончится кризис и вернется стабильность. Знаю одно: экономика развивается циклично и за спадом должен начаться рост.
Плох тот предприниматель, который ждет, что государство ему все даст и все проблемы решатся сами собой. Но реальные программы поддержки бизнеса нужны. (Я сейчас говорю в первую очередь об адекватном кредитовании).

Мне кажется, что в целом наша страна — на правильном пути. Еще бы побольше идейных людей во власти, в политике, бизнесе, которые думали бы о людях, а не о личном обогащении и своих амбициях.

СПРАВКА «ПП»

Юрлов Николай Петрович. Почетный предприниматель Пензенской области. Общественный помощник уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Родился в 1969 году в селе Троицкое Башмаковского района в многодетной семье. Отслужив в воздушно-десантных войсках, вернулся на малую родину.

В 1992 году организовал семейное фермерское хозяйство, взяв в аренду 60 гектаров пахотной земли и кредит на покупку техники.

В настоящее время занимается производством хлеба и кондитерских изделий, экологически чистых лимонадов, соков, консервов.

В 2015 году занялся выращиванием овощей, заложил плодово-ягодный сад.

С 2012 года — депутат собрания представителей Башмаковского района.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER