Подвиг – в наследство: пензенец Александр Гордеев-старший воевал на ВОВ, а его внук – на СВО

Рассказываем истории родственников-героев

Подвиг – в наследство: пензенец Александр Гордеев-старший воевал на ВОВ, а его внук – на СВО

Мы продолжаем проект «Подвиг – в наследство», который «ПП» ведет совместно с региональным филиалом фонда «Защитники Отечества».

«Потерял – молчит, нашел – молчит», – таким запомнился участнику СВО пензенцу Александру Гордееву его дед. Тоже Александр Гордеев. В его честь нашего героя и назвали. Наверное, когда имя достается по наследству от кого-то, и черты характера этого человека отчасти передаются. Наш гость, как и его предок, тоже немногословен и тоже встал на защиту Родины, когда пришел час.

Лопатка надежней

В деревне Веселополье Кондольского (ныне Пензенского) района Александра Гордеева-старшего уважали за обстоятельность, умение выражать свои мысли кратко и не болтать попусту. 

Без лишних слов Александр Семенович собрался и ушел на фронт, когда началась Великая Отечественная война. 

– Он связистом был, – показывает фото деда внук. – О войне рассказывал немного, но один эпизод запомнился.

Поступил приказ наладить связь. Вроде обычная задача, но сделать это нужно было, преодолев открытое поле, простреливаемое фашистами. Взгромоздил солдат на спину катушку с проводом, пополз. Начался обстрел, взрыв прогремел совсем рядом. Взрывной волной бойца откинуло в воронку. Придя в себя, Александр Семенович понял, что в той же воронке, на расстоянии вытянутой руки от него сидит фашист. 

Что делать, если из оружия с собой для удобства передвижения взял только наган да саперную лопатку? Потянулся было за наганом, лежащим в сапоге, но понял, что не успеет опередить немца, поэтому молниеносно оглушил врага лопаткой. 

Победу Александр Семенович, комиссованный после ранения в 1944 году, встретил дома. После войны работал в родном селе начальником заправочной станции.

– Я на всю жизнь запомнил парадный пиджак деда, на котором были прикреплены орден Отечественной войны и медали – юбилейные и «Ветеран труда». Он их оттуда вообще не снимал, – вспоминает Александр. – Достанет пиджак из шкафа, сходит на мероприятие и вешает назад, на то же самое место. 

Стал снайпером

Внук героя, Александр Вячеславович, тоже вернулся с фронта до окончания боевых действий, хотя надеялся, что будет воевать дольше.

В свое время отслужить в армии ему не довелось. Должны были забрать, но дали отсрочку. За это время он женился, ребенок родился. Так и не сложилось. 
О том, чтобы отправиться защищать Донбасс, он начал думать еще в 2014 году, но когда было объявлено о начале СВО, понял: пора.

Александр ушел на фронт добровольцем 25 сентября 2022 года, не дожидаясь повестки. «Учебка» прошла в детском лагере «Дружба».

– Нет теперь того лагеря, – глухо говорит боец. – Через несколько дней после того, как мы уехали, два «Хаймарса» туда прилетело.  

Подразделение Александра оказалось в Стаханове Луганской области. Командиры обратили внимание на то, как метко он стреляет. Так Александр, или Равиль (такой позывной ему дали коллеги), попал в группу по подготовке снайперов. 32 человека отобрали из тысяч военных. Когда был день теории, занимались в классе: изучали баллистику, основы снайперского дела.  В день практики выезжали в поле и показывали, чему научились. 

Среди 32 членов группы Александр был самым результативным. Через 10 дней парней разбросали по разным штурмовым группам. Равиль попал в подразделение, которое возглавлял земляк с позывным Агис.  

Коварные мины

Александр был нацелен на уничтожение врага и мог бы сильно помочь однополчанам, обеспечивая невидимую защиту, но его служба закончилась быстрее, чем он предполагал.

– Нас, человек 300, наверное, привезли под Луганск, в поселок Луна.  Там за речкой уже были украинцы, – рассказывает боец.

Командир поставил задачу: группе из трех человек, обязательно с опытным снайпером, провести разведку.

– На задание пошли я, корректировщик и автоматчик-штурмовик, – вспоминает он. – В первый день все прошло удачно: познакомились с местностью, поставили вышку.  

На второй день решили продвинуться чуть глубже. Александр шел первым. Он не заметил установленную врагом мину и подорвался на ней, потеряв часть ноги. Перетянув жгутом рану, стал ждать, когда, протыкая землю штык-ножами и шомполами от автоматов на предмет других мин, к нему подберутся два товарища.  

Раненый обхватил их руками за шеи, встал на уцелевшую конечность, и троица двинулась в безопасное место. Один скачок. Второй. На третьем Александр «зацепил» еще одну мину и потерял вторую ногу. Один из сопровождавших его остался невредим – его отбросило взрывной волной, а второго ранило. Вот такой кровавой оказалась для русских парней луганская Луна. 

Дальше боец помнит, что его куда-то долго несли, потом погрузили в «Тигр» и отвезли в Луганск.  

На стрельбище и на льду

На фронт наш земляк уходил с хлебозавода, где работал водителем. Пока что вернуться за руль на двух протезах он, увы, не может. Но надеется, что это произойдет – обещали обеспечить автомобилем с ручным управлением.

– Правда, снова учиться придется, – улыбается он.

А пока неожиданно образовавшееся свободное время посвящает спорту: не так давно он вошел в состав команды по следж-хоккею, но главное увлечение все же стрельба. 

Каждые выходные он ездит на стрельбище, что на Светлой Поляне. И хотя стендовая стрельба кардинально отличается от снайперской, драйв от точного попадания в движущиеся цели он получает. В арсенале Александра – два кубка, трофеи за победу в ветеранских турнирах. 

Целясь по летящим тарелкам, в выстрел он вкладывает всю злость на врага, лишившего его возможности мстить на поле боя, и вспоминает дни, когда учился мастерству снайпера в прифронтовой полосе. 

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER