В Пензе старшеклассники стали изучать историю экономического кризиса

В Пензе старшеклассники стали изучать историю экономического кризиса

Директор школы № 56 Наталья Переяслова одна из первых в 90-е годы начала преподавать детям экономику

Учились понемногу

— Наталья Львовна, почему в те лихие времена вы взялись за этот непростой предмет?
— Появление в расписании «Экономики» было инициативой директора школы № 36, где я на тот момент работала. Начнем с того, что я не оканчивала экономический факультет. Я преподаватель истории, обществознания и английского языка. Поэтому сначала пришлось самой постигать азы этой науки. Причем специализированной литературы тогда не было. Приходилось учиться на каких-то курсах, штудировать переведенные на русский язык американские книги. И это было серьезной проблемой. Наши экономики были совершенно разные. Потом, объясняя материал детям, нужно было уточнять: это про Америку, а у нас совсем по-другому...

— Детям интересна экономика?
— Когда только начинала преподавать, мне казалось, что это суперинтересно. Все было в новинку. Мы занимались методом погружения, то есть целый день у нас могла быть только экономика. Пили чай, разговаривали, играли в экономические игры. Когда экономика начала превращаться в обычный предмет, стала рутиной, интерес школьников уменьшился. Но очень многое зависит от учителя — как он подает материал. Ведь у нас по-прежнему проблемы с учебниками. Они появились, и есть даже из чего выбирать. Но лично меня не удовлетворяет ни один из существующих.

За кредиты — «двойка»

— На ваш взгляд, старшеклассникам важнее рассказывать об экономике как о науке или же о том, с чем мы сталкиваемся каждый день в жизни?
— Разделять эти понятия нельзя. Основы науки нужны. Важно понимать, почему цена на нефть влияет на ситуацию в стране. Ребята должны знать, что такое инфляция, для чего проводится индексирование зарплат и пенсий. Нужно осознавать, что такое бизнес, как его организовать, просчитать перспективы его развития, понимать, что спрос рождает предложение.
Приведу пример элементарной экономической безграмотности. В нашей стране очень много банков. И все они довольно агрессивно себя рекламируют: с огромных плакатов и экранов телевизоров на тебя смотрят молодые люди. Они убеждают, что стали успешными, потому что взяли в банке кредит под очень низкий процент. Постепенно возникает ощущение, что действительно очень просто взять кредит и решить проблемы.

Но в результате мы имеем большое количество потребителей, оформивших по 3–4 кредита и попавших в долговые ямы. Хочется спросить: а вы рассчитывали свои возможности, когда подписывали документы? Так вот, если дети с самого начала будут понимать, что такое семейный бюджет и как его планировать, то от этого выиграет экономика всей страны.

У жителей нашего города довольно низкий уровень доходов. Люди в большинстве своем живут одним днем. Мыслят так: «Мы сейчас потратим, а если что, возьмем кредит». Нет понимания того, что для стабильности нужна подушка безопасности. Почему большинство из нас не задумываются о страховании своей жизни, о том, как увеличить будущую пенсию. Причина, на мой взгляд, в каких-то иждивенческих настроениях, образе мыслей, который остался со времен СССР. Поэтому важно объяснить детям, что финансовый план – это их жизненный план.

Расписание не резиновое

— Неужели подросткам уже сейчас надо думать, на что тратить деньги в будущем?
— Конечно. Многие старшеклассники принимают решение поступать в вузы на платные отделения. Я задаю им вопрос: какую сумму они намерены на это потратить? Ребята называют достаточно серьезные цифры. Потом спрашиваю: где они планируют работать и какую зарплату получать? Как правило, здесь отвечают расплывчато, называют минимальные суммы. Становится понятно: вложения окупятся нескоро.

Ну а есть ли тогда смысл выбирать специальность с таким низким уровнем дохода и с большими проблемами в трудоустройстве? Даже их мамы и папы часто рассуждают так же: пусть будет любой диплом, а потом найдем какую-нибудь работу. Это говорит о низком уровне экономической грамотности самих родителей. Но как он будет высоким, если никто над этим никогда не работал? В Европе, Америке, Азии в школьных программах экономике уделяется большое внимание.

— То есть если мы добавим в школьную программу курс финансовой грамотности, то сможем решить массу проблем?
— Это сложный вопрос. Все бы хорошо: и курс финансовой грамотности, и три урока физкультуры, и два иностранных языка… Только где на все это взять время? Не забывайте, что родители настаивают на пятидневной учебной неделе. Чтобы ввести подобные уроки, нужно уменьшить количество часов на основные предметы либо добавить пару-тройку лет обучения.  

Вложенные усилия окупятся сторицей

— Выходит, большинство ребят так и не научатся просчитывать расходы и доходы?
— Ну почему же? Школа может внедрить факультативный курс экономики для 10–11 классов. И по максимуму использовать те уроки обществознания, которые посвящены этой теме, проводя их неформально. Из них ребята узнают, что такое бюджет семьи, казна государства, банки...

Да и родителям стоит побольше внимания уделять этой теме. Хочет ребенок новый телефон? Прекрасно! Не нужно сразу идти за ним в магазин. Пусть чадо поучаствует в накоплении средств на него: откажется от покупки чипсов и газировки и отложит деньги. Или поработает на летних каникулах. Не хватит – мама с папой, конечно, добавят.

В жизни же часто бывает иначе. Если человек много и тяжело работал для достижения успеха, то он хочет дать детям все самое лучшее. И мама с папой не задумываются, что они-то работали ради цели, а ребенку всё достается просто так. И никакого стимула для хорошей учебы, стремления получить хорошую профессию у него нет.

А надо, чтобы он понимал: если хочешь жить хорошо, то должен что-то для этого делать.

В этом году в школе мы запускаем «Академию молодого родителя» и, думаю, часть времени посвятим подобным темам.

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное