В Пензенской области 19 школ попали в «черный список»

В Пензенской области 19 школ попали в «черный список»

Просчитались

Не только ЕГЭ и ГИА наше все. Число школьных аббревиатур с недавних пор пополнили и ВПР — всероссийские проверочные работы, которые позволяют оценить успеваемость российских школьников по основным предметам.  

Около трех тысяч школ страны в 2018 году показали необъективные результаты по ВПР. Эксперты посчитали, что педагоги завышали баллы.

В Пензенской области в «черный список» Рособрнадзора попали 19 учебных заведений, причем три из них — во второй раз (в прошлом году «штрафников» было 20). 

А всего необъективно оценили результаты ВПР 4,6 процента пензенских школ. По сравнению с другими регионами это не самый худший показатель. 

Сейчас чиновники от образования пытаются разобраться, почему так вышло. 

— Методика выставления баллов довольно сложная. Признаки необъективности сегодня нам сообщили только по четвертому и пятому классам. Это два главных критерия: результат выполнения ВПР оказывается заметно выше среднего результата по региону. Но при этом учебное заведение не является лицеем или гимназией с углубленным изучением предметов и полученные результаты не подтверждаются высокими баллами ЕГЭ у выпускников, — объяснил начальник управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Пензенской области Алексей Федосеев. — Второй момент: простые задания дети делают хуже, чем в среднем по региону, а сложные — лучше. Это дает основание предполагать, что с более сложными заданиями школьникам помогали справиться. Мы с коллегами подробно изучим методику и критерии, которые в нее входят. Попробуем перевести этот математический талмуд в понятные для учителей слова.

Битва за высокий балл

В последних числах августа в Пензе с рабочим визитом побывал начальник управления оценки качества общего образования Рособрнадзора Игорь Круглинский. Он высказал свои соображения по поводу опубликованного списка. И попытался объяснить, почему школы могли оказаться в подобной ситуации:

— Выявлять учебные заведения с необъективными результатами ВПР мы начали с прошлого года. На мой взгляд, здесь могла сыграть роль установка, данная муниципалитетом. Мы спрашивали педагогов: зачем завышали результаты? Нам намекали, что муниципалитеты требовали от школ высокого показателя качества образования. Однако за короткий срок существенных сдвигов не добьешься, поэтому были случаи фальсификации. Конечно, подобное недопустимо.

Тем не менее, руководствуясь только списком Рособрнадзора, нельзя сделать вывод, что педагоги указанных там учебных заведений завышали баллы из желания угодить кому-то наверху. Неужели в обычной школе (без всяких «регалий») не может быть сильного педагога-предметника, который обеспечит результаты выше средних? Может. 

Результаты ЕГЭ тоже еще ничего не доказывают. ВПР ведь писали одни дети, а единый госэкзамен — другие. Может, новое поколение умнее? Или вместе с преподавателями учится на ошибках, допущенных предшественниками. 

— Если школа намерена доказать, что выводы Рособрнадзора ошибочны,  несправедливы к детям и учителям, я предлагаю инициировать  независимую оценку качества образования, — говорит Алексей Федосеев. — Полученные результаты мы отправим в ведомство с пояснениями: здесь педагоги действительно сильные.  

Русский надо подтянуть

Если же говорить в целом об итогах ВПР, то в четвертых классах по математике пензенские школьники показали довольно высокие результаты, по русскому — хуже. Окружающий мир — стабильно «средне».  

— В 4-х, 5-х, 6-х классах больше всего двоек именно по русскому языку. И  эта тенденция повторяется из года в год, — отмечает Федосеев. — Склоняюсь к мнению, что задания по русскому языку с каждым годом становятся сложнее. Кроме того, заметна еще одна тенденция: в пятом классе результаты ВПР по русскому и математике у одних и тех же школьников оказываются хуже, чем в четвертом. 

В этом году в регионе провели довольно любопытный анализ: сравнили результаты ВПР с текущей оценкой по предметам. И вот что получилось: оценки четвероклассников за всероссийские проверочные работы оказались выше, чем их годовые оценки по предметам. А вот у ребят среднего звена — наоборот.  

Зато к старшим классам ситуация опять меняется: на ГИА и ЕГЭ ученики  показывают более высокий уровень знаний, нежели в течение учебного года. 

ЕГЭ после техникума?

В новом учебном году Рособрнадзор планирует провести масштабную проверку знаний студентов учреждений среднего специального образования (СПО) по русскому языку и математике. Если уровень окажется низким, может быть принято решение о введении для выпускников СПО ЕГЭ для поступления в вуз.

Напомним, что сейчас во многих регионах половина абитуриентов высших учебных заведений — выпускники техникумов и колледжей. Для поступления в вуз им не приходится сдавать единый госэкзамен. Многие пользовались этой лазейкой, чтобы избежать ЕГЭ.

СПРАВКА
ВПР — всероссийские проверочные работы, которые проводятся в школах в конце учебного года. Это самая массовая оценочная процедура в системе образования: с момента их введения в 2015 году российские школьники написали более 33 миллионов проверочных работ. Результат ВПР не влияет на годовую оценку ребенка по тому или иному предмету. Он нужен в первую очередь, чтобы оценить работу учителя. 

Необъективные результаты по ВПР показали:
Лунинский район 3
Наровчатский район 1
Спасский район 2
Никольский район 2
Иссинский район 1
Неверкинский район 1
Пачелмский район 1
Сосновоборский район 1
Каменский район 2
Городищенский район 1
Кузнецкий район 1
Нижнеломовский район 1
Пензенский район 1
Пенза 1

Родителям на заметку
В 2018/2019 учебном году ВПР пишут:
4-й класс — русский язык, математика, окружающий мир.
5-й класс — русский язык, математика, история, биология.
6-й класс — русский язык, математика, история, биология, география, обществознание. 
7-й класс (апробация) — иностранный язык, обществознание, русский язык, биология, математика, география, история, физика. 
8-й класс (апробация) — обществознание, биология, физика, география, математика, русский язык, история, химия. 
10-й класс — география.
11-й класс — история, биология, география, химия, физика, иностранный язык, обществознание, русский язык, биология, математика.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке