В Пензе предложили поддержать учителей, которые «разорвут горизонты»

В Пензе предложили поддержать учителей, которые «разорвут горизонты»

Современный педагог. Каким он должен быть, чтобы отвечать запросам времени? Чего от него ждут ученики, а чего — их родители? 

Об этом и многом другом мы поговорили с членом Экспертного совета по общему и дополнительному образованию Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, экспертом ОНФ, кандидатом психологических наук Станиславом Климиным, который побывал в Пензе с рабочим визитом. 

Большие запросы

— Сегодня общество предъявляет к учителям очень высокие требования. А могут они им соответствовать?
— Действительно, сегодня учителя должны много чего: давать знания, воспитывать, учить добывать и анализировать информацию, сглаживать конфликты… При этом, что уж скрывать, у них не самые большие зарплаты. Многие вынуждены брать двойную нагрузку, чтобы обеспечивать семью. Педагоги завалены отчетами, и это занимает значительную часть времени, которую они могли бы посвятить ученикам. Поэтому ситуация не идеальна. 

— Что должно измениться?
— Во-первых, нужно снять с учителя загруженность непрофильными делами. До 60 процентов времени педагога уходит на заполнение бумаг. Два года назад мы получили поручение президента России изменить это обстоятельство. Но, скажу откровенно, выполняется оно плохо. Причем как на федеральном уровне, так и в регионах.

Во-вторых, нужна принципиально иная система повышения квалификации учителей. Она была достаточно стандартна – всех учили одному и тому же. Сейчас мы стараемся сделать так, чтобы на курсах каждый педагог осваивал те компетенции, которые нужны именно ему. Возьмем ситуацию: конфликт в классе. Педагог прекрасно владеет своим предметом, но не знает, как загасить ссору, как вести себя в такой ситуации, чтобы помочь детям стать умнее и добрее. Следовательно, он может потерять авторитет у ребят, и тогда он уже не помощник родителям в воспитании. Наша задача — помочь ему, чтобы он умел действовать в подобных ситуациях. Методики оценки и развития соответствующих компетенций учителей мы сейчас «обкатываем» в нескольких регионах.

— Кто будет определять, что именно надо «подтянуть» учителю? 
— В этом поможет разобраться новая система аттестации педагогических работников. Она покажет, где есть пробелы. Например, зачем учителю истории в десятый раз слушать лекцию по своему предмету? У него, например, по итогам объективной оценки не хватает умений по педагогической психологии. Так лучше его отправить на этот курс.

В России 19 пилотных регионов, которые официально апробируют некоторые части этой системы. Пензенская область пока не входит в их число, тем не менее, что-то из нового уже использует и, более того, вместе с нами, федеральными экспертами, апробирует и предлагает на общероссийский уровень свои новации в этом деле – для этого реализуется специальная дорожная карта, которую правительство Пензенской области разработало с нашим участием. 

Как повысить статус

— Как вы думаете, что может повысить престиж учительской профессии?  
— Сегодня лучшим педагогам присваивается высшая квалификационная категория. Но этого мало — нужно определять еще и самых лучших из таких педагогов, причем не в единичном порядке. Труд таких педагогов нуждается в объективной и всесторонней оценке, причем очень важна и материальная составляющая. В Пензе из уст руководителей мы услышали хорошее предложение: создать региональный фонд поддержки объективно лучших учителей, которые «разорвут горизонты».

— Станислав Валерьевич, кто сегодня идет в педагоги?
— Среднестатистическая студентка педвуза — девушка, которая хорошо училась в школе. Она трудолюбива, амбициозна, хочет, чтобы ее уважали окружающие. Но часто случается, что действительность не соответствует ожиданиям. Учитель много работает, получает определенный результат, но его успехи мало на что влияют. Учитель, это такая профессия, которой со временем  свойственно профессиональное выгорание. Но если дать профессионалу удовлетворение и моральное, и материальное, то этого можно избежать. И тогда, кстати, в школу пойдет и больше юношей, что очень важно для воспитания наших детей.  

Родительские обязанности

— Родители хотят, чтобы педагоги не только учили, но и воспитывали. Вам не кажется, что это перекладывание ответственности на чужие плечи?
— В законе «Об образовании» мы видим, что главными в деле воспитания детей должны быть родители. Но они с утра до вечера пропадают на работе. К тому же им не обойтись без помощи профессионалов, ведь родители чаще всего не знают детской психологии. Поэтому очень важно, чтобы и учитель нашел правильный подход к душе каждого ребенка. Кстати, специалисты заметили, что когда ребенка отдают в первый класс, то родители чаще всего ищут «доброго и ласкового» учителя, а в основной школе на первый план для родителей выходят знания.  

— Советское образование считалась одним из самых лучших в мире. А российское?
— Все очень неоднозначно. С введением ЕГЭ многое изменилось, но сам экзамен нуждается в корректировке. Нужна более современная система оценки не только знаний, но и умений. Тем не менее, на мой и не только мой взгляд, например, американская система именно школьного образования и поныне уступает российской. Надо идти вперед, не отрицая достижений прошлого, а взяв на вооружение лучшие из них. 

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке