Учитель «Основ православной культуры» из Пензы о современных детях и их родителях

Учитель «Основ православной культуры» из Пензы о современных детях и их родителях

«ПП» встретилась с победителем окружного конкурса «Православный учитель-2015» Ларисой Сержантовой

Включение в школьную программу дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» было воспринято неоднозначно и родителями, и учителями. Улеглись ли страсти через шесть лет?

Мы отправились в школу № 36 Пензы и сели за парты вместе с четвероклассниками. В этой школе модуль «Основы православной культуры» ведет победитель окружного конкурса «Православный учитель-2015», учитель начальных классов Лариса Николаевна Сержантова.

Каждый год этот курс проходит сотня ребятишек, многие из которых искренне задаются вопросами: «Правда, что Бог есть?»; «На самом деле меня бережет ангел-хранитель?»; «Как стать добрее?»

А зря смеялись...

— Ребята, какие заповеди вы знаете? — начинает урок Лариса Николаевна.

Ученики тянут руки, кто-то шепчет с места: «Не убий. Не укради. Не лги». А я гадаю: удастся ли учителю заинтересовать детей «высокими» темами? Да настолько, чтобы они высидели целый урок.

— Когда мы говорим «не убий», что это значит? — прерывает мои размышления голос Ларисы Николаевны.
— Нельзя убивать людей, — говорит девочка с большими голубыми глазами.
— Хорошо. Но только ли это?

Дети переглядываются, пожимают плечами. Кто-то предполагает, что животных убивать тоже грех.

— Давайте посмотрим глубже, — предлагает Лариса Николаевна. — Убить можно не только действием, но и словом и даже мыслью. Вспомните, если вас кто-то обижает, какая сильная боль появляется внутри. Это значит, говоря людям колкости, мы как будто убиваем их. Убиваем хорошее отношение к нам, веру в нас, в добро...

Дети задумываются. Я ловлю себя на мысли, что, наверное, зря вчера за обедом мы с коллегами смеялись над товарищем, который чуть ли не каждый день конфликтует с тещей. Он искал поддержки, а мы...

Воспитание души

Урок продолжается. Речь идет о заповеди «почитай отца и мать».

— Ученые давно ищут ответ на вопрос: почему одни народы живут долго, а другие – гораздо меньше? — рассказывает учитель. — Например, у горцев продолжительность жизни чуть ли не 100 лет, а в большин­стве племен Африки люди умирают в 30–40 лет.

Глаза ребят горят любопытством.

— Есть мнение, что дело вовсе не в горном воздухе и хорошем питании, а в отношении к старшим, — открывает секрет Лариса Николаевна. — Оно уважительное, почтительное. С главой семьи не спорят даже взрослые сыновья, никто не может начать есть, пока это не сделал старший, сидящий за столом. Неуважение к матери считается величайшим позором. А в племенах, где престарелых родственников считают обузой, ученые наблюдают обратную картину.

Учитель приводит много разных фактов. Все они показывают, что заповедь об уважении родителей лучше соблюдать, хотя бы из чисто меркантильных соображений – ради долгой и счастливой жизни.

— Многие дети грубят старшим и не слушаются даже при посторонних, — делится наблюдениями после урока Лариса Николаевна. — А уж дома наверняка и вовсе не стесняются. Здесь, на отвлеченных примерах, ребят можно заставить задуматься о своем поведении.

Поведение детей на уроках временами обескураживает. Например, как-то разбирали притчу о самых главных ценностях в жизни. Лариса Николаевна зачитала отрывок и просила назвать качества, которые проявили герои.

— Представляете, ни один человек из класса не сказал про милосердие и сострадание! — говорит педагог. — Если дети не знают про эти качества человеческой души, как они смогут их проявить?!

Кто попадет в ад

«Основы православной культуры» — один из шести так называемых модулей, которые преподаются в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики».

На выбор предлагается изучать исламскую культуру, буддийскую, иудейскую, основы мировых религиозных культур или светскую этику.

Многие школы идут по пути наименьшего сопротивления и вместо основ православия предпочитают преподавать светскую этику. С чем это связано?

В первую очередь, конечно, с дефицитом кадров. В идеале, сам педагог должен знать хотя бы азы православия, чтобы не искажать его суть. Даже учителю-профессионалу при подготовке к каждому уроку приходится сначала отвечать на десятки собственных вопросов. Но каждый ли к этому готов?

Кроме того, учитель сам должен быть высоконравственным человеком. И ни в коем случае не судить других. В прошлом году коллега рассказывала, во что вылились уроки православия в школе, где учится ее дочь. Курс вела учительница эмоциональная, с громовым голосом. Чуть что, пугала детей адом. А девочка дома плакала и спрашивала у мамы: «Я молоко пролила… Теперь за это в ад?»

Есть и другая проблема, не менее серьезная. Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» введен в систему школьного образования как обязательный предмет, выбор одного из шести модулей для изучения детьми должны сделать родители. Но насколько они понимают глубину и значимость урока?

Если ты россиянин...

Родители современных четвероклассников росли в 80-е и 90-е годы. Про то время условно говорят: одни ценности были разрушены, а новые ориентиры не созданы. Большинство мам и пап передают детям свой опыт. Да и система нынешнего образования внесла свой вклад в рациональный подход к жизни. Поэтому сегодня для многих важнее всего знания, которые будут нужны для сдачи ЕГЭ, поступления в вузы, приобретения престижной профессии. А необходимость нравственного воспитания часто остается «за кадром».

— Как-то раз в частной беседе с папой одного из учеников я начала говорить про наш курс, — вспоминает Лариса Николаевна. — Его мнение меня обескуражило. Он сказал: «Что мне с того, если ребенок будет честнее и добрее? По этому курсу ЕГЭ не надо сдавать. Пусть лучше математику учит».

Педагог пришла к выводу, что разъяснительная (даже воспитательная) работа с родителями должна начинаться до того, как они встанут перед необходимостью выбирать направление духовного образования для своего ребенка. И придумала очень действенную систему.

Происходит это так. Незадолго до родительского собрания Лариса Николаевна проводит тест с третьеклассниками. Кто изображен на гербе нашей страны? Что означает синий цвет российского триколора? Чей лик мы видим на флаге Пензенской области? Правильные ответы обычно дают единицы.

Потом на родительском собрании она начинает разговор с вопроса:

— Считаете ли вы себя и своих детей россиянами?

В классе полное единодушие: конечно, да!

— Значит, как граждан России и жителей Пензенского края ни вас, ни ваших детей не должны смутить вопросы теста, — продолжает педагог. — Дети не знают. Что скажете вы?

Взрослые переглядываются, стыдливо опускают глаза.

— Получается, мы, россияне, не знаем элементарных и при этом очень важных вещей, — говорит Лариса Николаевна. — Но чтобы ваши дети не выросли «Иванами, родства не помнящими», мы должны познакомить их с российской культурой. Они должны знать, что на гербе изображен христианский святой Георгий Победоносец. Что синий цвет триколора — это символ веры, символ Богородицы. Что на флаге Пензенской области лик Иисуса Христа. Что во втором куплете гимна поется о том, что «Россия — это хранимая Богом родная земля». И как же не задаться вопросом: кто такой Бог?

Говорят на собрании и о воспитании нравственных качеств. Сержантова предлагает родителям ситуацию: ваш ребенок вырос, научился читать и считать, но любить, жалеть, уважать, быть благодарным не умеет. Вы думаете, это не имеет значения? Такой человек ради прибыли и своей выгоды пойдет на все. Например, на то, чтобы выгнать престарелых родителей из квартиры.

На слуху десятки таких случаев...

После такой беседы все родители выбрали курс «Основы православия».

Привидения против ангелов

За шесть лет, которые Лариса Сержантова ведет уроки православия, она сделала несколько выводов. И не все радуют.

Педагог говорит о том, что к 4 классу большинство детей уже сформированы как личности. И, к сожалению, есть дети черствые и холодные, которых не трогают даже самые проникновенные истории.  

— Удивительно, но у каждого класса, как и у каждого ребенка, свой уникальный характер, — говорит Лариса Николаевна. — Например, есть классы добрые, отзывчивые, а есть неприветливые, равнодушные. Последних немного, но после общения с такими несколько дней не могу отойти. Ладно, я… Жалко ребят, для которых очень важен этот урок, но они не могут здесь раскрыться из-за жестоких сверстников. Потом эти дети подходят ко мне и со слезами на глазах извиняются за плохое поведение одноклассников.

И все-таки открытых и искренних ребят гораздо больше. Они живо и чутко реагируют на каждую историю, каждую новую тему. А после урока обступают учителя с разных сторон и не отпускают, пока не закончится перемена.

Больше всего ребят интересует вопрос: «Что будет после смерти?» По оглавлению в учебнике эта тема под номером 23, а значит, изучается в середине учебного года. Но дети уговаривают учителя рассказать об этом раньше. Хотя бы что-нибудь!

— Сами вспоминают истории про падших ангелов, привидения, каких-то монстров, — улыбается учитель. — Словом, выдают всю кашу из головы после просмотра ужастиков и разных псевдонаучных фильмов. Но ведь это всегда так — больше всего интересно то, что неизвестно.

Как «лечатся» на уроках

Одна из самых любимых тем Ларисы Николаевны — православная молитва. Нет, на уроках никто не дает задание выучить «Отче наш» или почитать вслух Псалтирь. Подход к преподаванию очень деликатный — он затрагивает самые тонкие струны души, но в то же время остается глубоко научным.

Так вот, о молитве. В начале урока Сержантова рассказывает об опытах, которые не раз проводили японские ученые. О том, как меняется структура молекул воды под воздействием разных звуков, слов и даже эмоций человека. Когда вода «слышит» позитивные слова вроде «спасибо», «люблю», после заморозки ее кристаллы имеют гармоничную, красивую форму. А кристаллы воды, находящейся в сосудах с негативными надписями («дурак», «ненавижу»), получаются уродливыми.

— Ребята, мы знаем, что наше тело на 2/3 состоит из воды, — говорит Лариса Николаевна. — Давайте подумаем, что же происходит у нас внутри, когда мы ссоримся, грубим, произносим плохие слова.

Дети задумываются. А педагог включает отрывок записи «Аве Мария» и показывает фото кристаллов, сформировавшихся в воде после этой же записи.

— Ну вот, мы с вами и «полечились», — улыбается Сержантова.

И продолжает:

— Представьте, что вы приходите в класс, и вдруг ни с того ни с сего вас обзывает сосед по парте. Что делать?

Дети молчат, обдумывают вопрос. На лицах читается напряженная работа мысли: «ответить тем же нельзя, ведь молекулы воды внутри уже пострадали, а из-за новых грубых слов вообще разрушатся».

Наконец, кто-то предлагает:

— Можно промолчать…
— Или сказать в ответ что-то доброе!

И обязательно кто-нибудь говорит:

— А можно помолиться за обидчика. И сразу станет легче.

Профилактика зла

Некоторые родители боятся, что их детей вовлекут в какую-то религиозную организацию. Поэтому одна из задач учителя — показать, что уроки православия носят научный и воспитательный характер. И только. И потому права родителей на приобщение ребенка к религиозной культуре никто не отнимает.

Кроме этого, педагог объясняет, что уроки православия — своеобразная профилактическая защита детей от влияния религиозных сект и, что особенно актуально в современном мире, от пропаганды радикальных группировок.

— Недавно на уроке мы заговорили про ИГИЛ (организация запрещена в России), — рассказывает Лариса Сержантова. — Поразительно, но ни один ребенок не знал, что это такое! Более того, они не слышали ни о терактах в Париже, ни о взорванных самолетах. Может, это сознательное решение родителей — не травмировать психику детей трагическими подробностями? Но мне кажется, что взрослым просто некогда разговаривать с ребятами на эти темы. Поэтому пришлось часть урока посвятить последним новостям. Это важно. Дети должны разбираться в том, что происходит в мире, должны отличать добро и зло.

Автор: Ирина БАЛАШОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное