Ученые из ПГУ занимаются развитием беспилотного транспорта

Ученые из ПГУ занимаются развитием беспилотного транспорта

Свою лепту в развитие беспилотного транспорта вносят и ученые ПГУНастанет день, когда комбайны будут работать сами по себе, управляемые не человеком, а умной системой. Ученый из ПГУ Александра Генералова считает, что скоро мы сможем увидеть такую картину своими глазами.

« — А зачем машинист сидит на центральной станции? Разве он не может сидеть здесь? — спросила Кнопочка.
— Если бы машинист управлял только одной машиной, то мог бы находиться и здесь, но он управляет шестнадцатью комбайнами, которые работают на разных полях вокруг Солнечного города. На центральной станции установлено шестнадцать таких шаровидных телеприемников, и машинист наблюдает одновременно, как идет работа на каждом из шестнадцати комбайнов».
 
Во второй половине XX века дистанционное управление комбайнами, описанное детским писателем Николаем Носовым в книжке про Незнайку, казалось чем-то невероятным, фантастическим, несбыточным. Современная сельхозтехника вовсю оснащается системами глобального позиционирования. Недалек и тот час, когда тракторы и комбайны на полях начнут работать без участия механизаторов. 

Техническое зрение

Свою лепту в развитие беспилотного транспорта вносят и ученые ПГУ. В прошлом году вуз вошел в число участников научно-образовательного центра мирового уровня «Инженерия будущего» (Самара) с тремя проектами, один из которых разрабатывается на кафедре «Транспортные машины». Это будет первая в России система комбинированной навигации, способная обеспечить автономное вождение сельхозтехники с повышенной точностью. 

— Над проектом работают теоретики и практики, собирая воедино все знания об обработке почвы. Система сможет помочь аграриям в принятии решений, от которых в итоге зависит урожайность, — поясняет доцент кафедры «Транспортные машины», кандидат технических наук Александра Генералова. 

— Александра Александровна, в чем инновационность вашей разработки? Ведь на рынке уже существуют различные системы точного земледелия? 

— Дело в том, что импортные и отечественные аналоги оснащены только системой спутниковой навигации, а она не в полной мере обеспечивает точность вождения: не может показать неровности почвы или другие препятствия. Может вообще зависнуть, если станет слабым или вообще пропадет спутниковый сигнал, что случается нередко. 

Мы же дополняем спутниковую навигацию так называемым техническим зрением — инерциальной и визуальной навигацией. Благодаря этому сельхозмашина сможет работать уже в беспилотном режиме, без механизатора в кабине. 

Идея разработки беспилотника у нас зародилась лет пять тому назад. Я была научным руководителем дипломной работы одной из наших студенток, которая хотела создать систему беспилотной парковки. Цель была в том, чтобы водитель мог оставить машину у въезда на стоянке, а дальше автомобиль сам бы «нашел» себе место, на которое припаркуется. То есть речь шла о небольшой, закрытой и хорошо размеченной территории. 

Над тем, чтобы применить аналогичную систему на оживленных улицах и автострадах, ученые, как наши, так и зарубежные, работают давно. Но пока это сложно: в городском пространстве слишком много препятствий, обстановка постоянно меняется. 

Пока на легковушке

Теоретически вы могли бы пойти дальше и разрабатывать, к примеру, беспилотное такси, но предпочли усовершенствовать сельхозмашины…

— Мы реально смотрим на вещи. Сельское хозяйство в стране традиционно является одной из крупнейших и стабильно развивающихся отраслей экономики. Роботы, дроны, нанобиотехнологии в этой сфере уже не фантастика. Нельзя отставать от жизни!

Мы обратили внимание на систему параллельного вождения для тракторов, созданную зарубежными коллегами. Перед нами была поставлена задача разработать свою, не хуже. На это у нас ушло около года. Механическую часть мы выполнили достаточно быстро. Самое сложное было подключиться к спутникам и заставить машину ездить так, как нам надо. В итоге система параллельного вождения у нас получилась на уровне аналогов, представленных на мировом рынке. Испытания, правда, пока проводили на обычном автомобиле — отечественной «Ладе Калине». Однако задача была выполнена! 

На ролике, запечатлевшем испытания, видно, что в машине все-таки находится водитель. А вы стремитесь создать полностью автономное устройство. Как скоро это может произойти? 

— Ориентировочно к концу 2024 года. Мы продолжаем работу. Сейчас занимаемся инерциальной и визуальной навигацией, которая позволит трактору самостоятельно двигаться, поворачивать, тормозить, видеть и преодолевать препятствия и так далее. 
В итоге наша система должна заставить работать автономно целый комплекс машин. 

К примеру, беспилотный комбайн собирает зерновые, а рядом с ним по полю идет такой же беспилотный грузовик, в который ссыпается зерно. А за несколько километров от них находится оператор, который следит за тем, чтобы машины работали без сбоев, по заданной программе.

 

На дорогах станет безопаснее?

— На ваш взгляд, какие виды наземного транспорта легче всего адаптировать к беспилотным поездкам?

— Поезда. Потому что они ездят по проложенной прямой колее, по определенной траектории, железнодорожное полотно оснащено шлагбаумами. Поезду в бок не врежется автомобиль, управляемый неадекватным или некомпетентным водителем, поезд не наткнется внезапно на пожарный гидрант, не угодит в болото, как это может случиться с тем же трактором в поле. 

Да, рельсовый транспорт может быть автоматизирован в ближайшем будущем. Что касается воздушного сообщения, то оно уже сейчас во многом является беспилотным. 

— Какой транспорт более безопасен: беспилотный или управляемый человеком? 

— Сейчас трудно сказать однозначно, ведь пока беспилотники не ездят по нашим дорогам. Но когда они массово войдут в нашу жизни, для них будет создана соответствующая инфраструктура, полагаю, будут понадежнее пилотируемых машин. Беспилотник не превысит положенной скорости, не будет пытаться проскочить между другими машинами в час пик. Большинство аварий происходит по вине водителей, а не из-за неисправности автомобиля. 
Думаю, с внедрением беспилотников количество ДТП и случаев гибели людей на дорогах станет меньше.

— Не приведет ли массовое появление беспилотников к исчезновению ряда профессий, в частности водителей и механизаторов? 

— Научно-технический прогресс не остановить. В истории случалось такое, что какие-то профессии уходили в небытие. Но появляются другие. Например, работа кузнеца, который подковывал лошадей, сегодня практически не востребована. Однако есть автослесари, которые меняют покрышки на автомобилях… 

Беспилотники тоже кто-то должен обслуживать, настраивать, ремонтировать. В общем, работы меньше не станет, не стоит этого бояться.

— А летающие автомобили? Скоро ли мы сможем выйти из дому, сесть в машину, подняться в воздух и за пять минут добраться до работы?

— Вопрос в другом: а надо ли? Авиасообщение требует особой подготовки, недаром на летчиков пять лет обучают в вузе. Небо не терпит дилетантов. 

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER