Студенты Пензы пешком не ходят?
Папы покупают дочкам крутые авто, а профессора пользуются общественным транспортом.
Раритет, новье, ведро
Антон Тютяев учится в архитектурно-строительном университете. Активист профкома, будущий инженер, он к своим 20 годам уже поездил на трех машинах.
Первой была белоснежная «Волга», почти ровесница его самого. Принадлежала дедушке, тот изредка ездил на ней на дачу, но в семье всегда считалось, что, как только Антон достигнет совершеннолетия и получит права, машина отойдет ему. Так и вышло.
«Волга» была в идеальном состоянии, и Антону очень нравилась, но для городских условий это слишком медлительный и неманевренный автомобиль. Поэтому вскоре студент решил ее сменить на что-то более молодежное и креативное.
В отличие от большинства ровесников у Антона были сбережения. Он еще школьником работал грузчиком во время каникул, а учась в универе, подрабатывал на мясокомбинате. Мама добавила деньжат, и в престижном салоне была приобретена новая «Лада-Гранта» почти за полмиллиона рублей.
Ну а третья машина, купленная параллельно с «Грантой», — «семерка» за 20 тысяч. Как говорит молодежь — ведро с болтами. На новом авто Антон ездит в университет, а на «семерке», которую не жалко, гоняет в поля, леса – в общем, по бездорожью. Ну а если куда-нибудь надо отвезти родственников и те желают прокатиться с комфортом, из гаража выводят дедушкин раритет.
— В 18 лет, получая права, я выполнял волю родителей, — говорит Антон. — Только со временем почувствовал вкус к жизни за рулем. Сегодня без автомобиля представить себя не могу.
Как первая любовь
Большинство приятелей Антона тоже на троллейбусах не ездят. Машины студентам покупают родители. Есть среди папиных и маминых подарков очень дорогие – по миллиону рублей, по два, но гораздо больше «ведер». Средняя цена транспортного средства — 50 тысяч рублей. Самые популярные модели — вазовские «десятки» и «четырнадцатые», а также «Лады-Приоры». Отношение молодых людей к своим железным коням трепетное. У студентов это первые машины, а у машин студенты — последние водители, следующая ступень, как правило, свалка.
Автомобили стали для молодежи такой же объединяющей темой, как для их родителей в пору жениховства — чтение книг. Раньше на свиданиях парни рассказывали девушкам, что они ценят в творчестве Набокова и Достоевского, а сейчас что-нибудь про карбюраторы и топливные насосы. После универа и свиданий самое распространенное времяпрепровождение — гараж.
Строительный университет, пожалуй, самый-самый по числу машин на душу студенческого населения. Есть в нем группы, в которых молодежь стопроцентно «лошадная». Например, группа, в которой учится четверокурсник Яков Варников из автомобильно-дорожного института — структурного подразделения ПГУАС.
— Машина — это удобно, — говорит Яков. — Например, сидишь дома, скучаешь, а в машину прыгнул — и уже через 15 минут ты у друзей!
Гуманитарии на обочине
А вот преподаватели с кафедры «Журналистика» педагогического института ПГУ – самые «безлошадные».
— Ни у одного из шести наших сотрудников нет машины, – улыбается профессор, кандидат филологических наук Иван Шувалов.
Иван Федорович вспоминает, что, когда он был студентом (а это 50-е годы), по улицам Пензы автомобили вообще редко ездили.
— Сам я из Неверкинского района. Когда добирался домой на каникулы, то от Пензы до Кузнецка навстречу попадалось буквально три машины! — говорит Шувалов.
За полувековую преподавательскую карьеру он мог бы, конечно, обзавестись личным транспортом. Но привык ходить пешком еще с детства, когда преодолевал по 12 километров до школы. А потом, когда в зрелом возрасте стал пользоваться городским общественным транспортом, желания не возникало. Машина — это ведь возможные поломки, профилактика, необходимость покупки и содержания гаража — короче, дополнительные обязанности, интересные человеку с техническим складом ума, но не гуманитарию.
— Я из другого уклада цивилизации, — говорит убеленный сединами профессор. А нынешние ребята — дети своего времени. У меня и внучка с правами, хотя только-только окончила вуз. Знаете, я обратил внимание, что по представительницам прекрасного пола особенно заметен раздел между эпохами. Сегодня в каждой если не второй, так третьей машине сидит молодая девушка, а вот женщины средних лет по-прежнему редко встречаются за рулем.
Студенты не подвозят профессора на автомобиле. Но он им не завидует.
И все же сплошная автомобилизация заставляет Ивана Федоровича переживать за здоровье молодежи. Она ведь, считает он, уже по-другому мыслит: даже если идти куда-то пять минут, все равно люди сядут в автомобиль и доедут. А гиподинамия со временем обернется болезнями.
Экологичный выбор
В разных пензенских вузах студенчество в разных пропорциях делится на автомобилистов и пешеходов. Но есть и третий путь — езда на велосипеде.
Пожалуй, самый велосипедный вуз в областном центре — ПензГТУ. В нем есть соответствующая секция, студенты и сотрудники часто проводят велопробеги. Но даже здесь количество велосипедистов раз, два и обчелся.
Тем удивительнее, что третьекурсник Виталий Гришкин добирается на двухколесном друге… из Заречного. С его слов, если пробок нет, путь занимает 40 минут.
Виталий считает, что если принять «троллейбусную» эпоху за прошлое нашего студенчества, «автомобильную» – за настоящее, то велосипедизация молодежи — это будущее. Массовыми поездки могут стать при более высокой культуре вождения, когда автомобилисты не лихачат и не выезжают на встречку, при другой организации дорожного движения, когда будут выделены специальные полосы для велосипедистов и роллеров.
Девушки в моторах не копаются
Заместитель гендиректора автошколы «Профессионал» Сергей Ласьков рассказывает, что у современной молодежи принято учиться на права с 18 лет. Некоторые учатся в 17, законом это допускается, но права все равно выдают при достижении совершеннолетия. Примерно в это же время родители покупают ребенку первый автомобиль.
Особенность последнего времени — активное обучение вождению представительниц прекрасного пола. Их сегодня среди обучающихся больше половины.
Сыновьям достаются, как правило, подержанные машины, а дочерям — новые, поскольку считается, что парень будет чинить авто сам, а девушка это делать не обязана.
Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Сергей Кириенко на Знание.Премия: Каждый проект — это предмет для гордости нашей страны
Знание.Премия — главная просветительская наградаВ Кузнецке мужчина разжалобил пенсионерку и избил ее тростью
Потерпевшей потребовалась медицинская помощьВ Пензе в феврале 2025 выступят Xolidayboy, Сергей Лазарев, Macan и еще 10+ звезд
Публикуем даты и ценыПензенский планетарий стал центром притяжения для специалистов России и Беларуси
Чтобы увидеть это чудо своими глазамиНовогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
«Ты хакнула систему»: певица IOWA поддержала певицу из Пензы Софью Бабич
В Пензе открылся новый сезон фестиваля ПФО «Театральное Приволжье»
Две большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
В Пензе прошел областной конкурс управленческих команд образовательных организаций
Это мероприятие состоялось впервыеБанк «Кузнецкий» подвел итоги финансовой деятельности за 10 месяцев 2024 года
Чистая прибыль Банка «Кузнецкий» за десять месяцев текущего года составила 178,5 млн рублейВ Пензенской области 31 тысяча женщин ведет деятельность как самозанятые
Развитие бизнеса реализуется в рамках нацпроектаКак открыть свой бизнес с нуля: полезные советы для начинающих предпринимателей
Банк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Пензенские предприниматели активнее пользуются «зонтичными» поручительствами Корпорации МСП
Единственный пензенец, сажающий тыкву в промышленных масштабах: история Виталия Денисова
Прямая линия пензенского губернатора Олега Мельниченко пройдет 10 декабря
Расскажем, где ее можно увидеть и как задать вопросОлег Мельниченко в Совфеде поделился опытом по патриотическому воспитанию
А также сохранению исторической памятиОлег Мельниченко выступил в Москве с докладом о развитии аграрной дипломатии
Состоялась рабочая встреча главного федерального инспектора по Пензенской области с руководителем ЦУР
Глава Заксобра Вадим Супиков поздравил пензенцев с Днём матери
Губернатор Олег Мельниченко поздравил пензенцев с Днём матери