По школе ходит хулиган…

По школе ходит хулиган…

Если ученик третирует своих одноклассников и педагогов, а родители требуют избавить их детей от дурного влияния, что делать?

Хулиган Дима измучил всю школу. Агрессивно себя ведет, избивает одноклассников, хамит учителю… И нет на него никакой управы! Мама мальчика (семья неполная) перестала ходить на родительские собрания, не отвечает на звонки учителей.

А родители детей, которые учатся вместе с хулиганом, намереваются обратиться в област­ное министерство образования, к губернатору, президенту страны…

С одной стороны, их можно понять, но с другой – они объявили войну 10-летнему мальчишке, четверокласснику.

А если понять?

Что по этому поводу говорит закон? Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», каждый ребенок имеет право на получение бесплатного начального, основного и среднего общего образования, а потому выгнать его из школы, в том числе и за плохое поведение, не может ни директор, ни учитель, ни, понятное дело, родители одноклассников.

Лазейки в законе поискать, конечно, можно. Например, придраться к тому, что по месту жительства Дима относится к другой школе или что он систематически нарушает Устав учебного заведения… И потом,  отчисление мальчика его проблем не решит – раз. Да и гуманно ли это? Когда в классе разгорается такого рода конфликт, правильнее не подыскивать нарушителю новую школу, а разбираться.

По идее, помимо учителя, с ребенком должны работать школьные психолог и социальный педагог. Первый наблюдает за его развитием, помогает решать трудности с обучением и общением, корректирует поведение. А второй стоит на страже интересов ученика, следит, чтобы не ущемлялись его права, работает с семьей.

Но, к сожалению, ставок социального педагога в наших школах почти не осталось, а школьных психологов безжалостно посокращали в период оптимизации, и они остались далеко не во всех учебных заведениях.

Правда, в школе, где учится Дима, психолог имеется. Она считает, что проблемы мальчика «растут» из семьи. Его мама пытается устроить личную жизнь, а сын ей мешает. Женщина часто повторяет, мол, не будь тебя, я бы нашла мужчину, жила с ним и не работала как лошадь… А ребенок выплескивает свои боль и обиду в школе.

Специалисты, помогите!

Но бывают ситуации, когда ни родители, ни учитель, ни школьный психолог не могут повлиять на поведение ребенка и разобраться в том, что с ним происходит. Тогда за помощью следует обращаться к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии (далее — комиссия).

Данная служба в нашем регионе работает на уровне области и города Пензы. В ее состав входят психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог, врач-психиатр. По необходимости привлекаются узкие специалисты (офтальмолог, отоларинголог и др.).

Обратиться за консультацией могут сами родители, часто направление дает администрация учебного заведения, где учится трудный ребенок.

Руководитель психолого-медико-педагогической комиссии в Пензе Ольга Ильина предполагает, что причиной агрессивного поведения Димы может быть вина перед мамой. Психика ребенка устроена так, что он чувствует себя виноватым, когда родители ссорятся или даже просто пребывают в плохом настроении.

Могут быть и более глубинные проблемы. Например, у матери была сложная беременность, или малыш пострадал во время родов, или перенес в раннем младенчестве какие-то болезни – все это может отразиться на психике. И агрессия школьника станет сигналом того, что поражена нервная система.

В этих случаях члены комиссии внимательно изучают медицинскую карту ребенка, консультируются с врачами, которые наблюдали его в раннем детстве.

Образовательный маршрут

Также проблемы с поведением могут быть связаны со способностью, а точнее, с неспособ­но­стью ребенка освоить учебный материал. Все дети разные: кто-то схватывает новую информацию налету, а кто-то через пять минут забывает все, что услышал.

«Двоечники» часто бывают самыми отпетыми хулиганами. Оказывается, это не случайно. Срабатывают защитные психологические механизмы: ребенку сложно учиться, он плохо усваивает материал, его недовольство собой и несоответствие планке, которую другие дети смогли преодолеть, приводят к непослушанию, а в сложных случаях — к агрессии.

Разрабатывая для «трудных» детей образовательный маршрут, специалисты комиссии учитывают способность к обучению. Нередко родителям советуют перевести их детей из престижных лицеев и гимназий в школы, где образовательные программы попроще. Иногда обучение необходимо продолжать по коррекционно-развивающим программам.

У нашего Димы проблем с учебой нет. Он любит математику и лучше всех в классе играет в шахматы. Но мальчик быстро утомляется на уроках, сам перестает слушать учителя и одноклассникам не дает. Комиссия предложила ему другой вариант.

Заочная школа? Да

Новый Закон «Об образовании в РФ» дал возможность подстроить обучение под индивидуальные особенности ребенка.

Если раньше альтернативой посещению уроков в школе было только обучение на дому по медицинским показаниям (куда плохое поведение не входило), то теперь на базе образовательного учреждения предусмотрены очная, очно-заочная, заочная формы обучения, а вне его — самообразование, семейное образование и др.

Это является выходом и в ситуации с «трудными» детьми, так как позволяет частично или полностью удалить их из зоны конфликта. Правда, в большинстве школ отсутствует опыт организации такой работы, ведь вышеуказанный закон вступил в силу совсем недавно – с 1 сентября 2013 года. Но и эта проблема вполне решаема.

— На базе городского МОУ «Центр образования №1», — пояснила начальник отдела общего образования Управления образования г. Пензы Татьяна Лиханова, — альтернативные формы обучения практикуются уже не первый год и опыт работы у преподавателей приличный. В текущем учебном году туда перешли более 60 детей в возрасте до 15 лет.

По мнению специалистов, Диму лучше всего перевести в центр на очно-заочное обучение. Индивидуальный план обучения поможет ему не переутомляться. Правда, он больше времени будет находиться дома. Понравится ли это маме, сможет ли она поставить интересы ребенка на первый план?

В любом случае, решать ей. Ведь по закону именно родители представляют интересы ребенка, следят за его физическим и психическим здоровьем. Но это отдельный разговор.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ольга Ильина, руководитель психолого-медико-педагогической комиссии в г. Пензе:

— Консилиум специалистов проводит обследование, выявляет причины особенностей поведения школьника, дает рекомендации по их коррекции и, что очень важно, определяет оптимальный для него образовательный маршрут. Следовать этим рекомендациям или нет, решают родители. Одни прислушиваются к специалистам, другие считают, что им виднее. Так же и с психическими заболеваниями детей: многие из них на ранних этапах можно вылечить или скорректировать. Но, к сожалению, родители зачастую очень болезненно реагируют на совет обратиться к психиатру, видя в этом оскорбление для себя и ребенка.

А помощь родителям

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Пензенской области, тел.: 484-088, 425-503.

Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия г. Пензы, тел. 74-59-75.

МОУ «Центр образования №1 г. Пензы», тел.: 31-57-79, 31-67-93.

Автор: Артем КРАСНОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное