Пензенские школьники — серебряные призеры всероссийского конкурса по робототехнике

Пензенские школьники — серебряные призеры всероссийского конкурса по робототехнике

Воспитанники губернского лицея-интерната для одаренных детей представили на суд жюри робота-рисовальщика

Гении инженерной мысли

Еще полгода назад трое пензенских школьников — Кирилл Чиркин, Глеб Наземнов и Артур Ильичев — не были уверены в том, с чем хотят связать свою жизнь в будущем. Но после того как вернулись из Казани призерами Всероссийской робототехнической олимпиады «Russian Robot Olympiad-2015», многое изменилось. Открылись новые горизонты, появилась конкретная цель.

Наши победители — 11-классники Пензенского губернского лицея-интерната для одаренных детей. Год назад в рамках «IT-деревни» они начали заниматься в студии робототехники. Уже через полгода решились на участие в соревнованиях столь высокого уровня. На суд жюри они представили автоматического робота-рисовальщика. Школьники самостоятельно разрабатывали программный код, паяли, соединяли провода и печатали корпус робота на 3D-принтере.

— Это только макет. Но на базе нашего ЦМИТа мы можем изготовить и оригинал. В практической жизни этого робота можно использовать, например, для разметки дорог или спортивного поля, — говорит Кирилл Чиркин, работавший над программой для робота. — Он может работать с пульта, которым выступает обычный телефон с установленной программой, запоминать заданную траекторию, масштабировать и повторять ее, а может повторять тот рисунок, который мы запрограммируем. К примеру, вполне реально в офисе нарисовать уменьшенное изображение, отправить робота на дорогу и он автоматически разметит огромные площади.

Эффект «Вау!» не сработал

На создание робота у школьников ушло полгода. Трудились над изобретением и по вечерам, и по выходным...

— Если заболел этим делом, то навсегда, — говорит руководитель проекта «IT-деревня» при Губернском лицее для одаренных детей Сергей Демин. — Ребята отнеслись к работе очень ответственно, что доказал итог соревнований. Если честно, надеялись попасть хотя бы в десятку. Все-таки занимаемся недавно, на такой солидный турнир выехали впервые… Когда увидели работы соперников, совсем скисли. Наш робот выглядел неказисто по сравнению с огромными макетами целых городов, где все светилось и мигало, с расчетом на эффект «Вау!». Но жюри «зрило в корень» и больше интересовалось начинкой, а не масштабами и иллюминацией. Важно, сколько было решено инженерных задач, чтобы оживить робота и заставить его работать.

У изобретателей уже зреет новый проект. Он будет более практичным и, возможно, связанным с охраной и учетом посетителей в школах.

Все держится на энтузиастах

Сергей Демин уверен: за школьной робототехникой будущее. Создание умных машин он сравнивает с инженерным многоборьем. Нужно знать электротехнику, физику, геометрию, программирование, 3D-конструирование и много чего еще. Когда обучение проходит комплексно, дети усваивают знания в два-три раза быстрее, чем изучая только теорию на уроке. Выходя с занятий, они четко понимают, зачем, например, им учить закон Ома и где его потом применять.

В Пензенской области проект «Образовательная робототехника» начали внедрять с 2010 года. Но, по мнению Демина, только сейчас стали видны результаты.

— Раньше часто по работе ездил в сельские школы и находил комплекты для робототехники где-то в подсобках и нераспакованными. Сложилось так, что внедрять проект поручили учителям информатики, но никак не заинтересовали, а энтузиасты — это всегда редкость. Но когда начали организовывать серьезные соревнования, то и участники стали активно проявлять себя и подтягиваться. За последнее время сельские школы показали отличную работу с детьми, особенно из начальных классов. Они разрабатывают очень сложные проекты и целые инсталляции. Мы рассчитываем, что это только начало, за которым последует активное развитие, — говорит педагог.

Наставник юных изобретателей уверен, что, только организовывая соревнования разных уровней, обмениваясь опытом, можно найти по-настоящему талантливых ребят, которые, возможно, сделают большие успехи в этой сфере.

В кризис нужно экономить

Финансовые трудности могут внести коррективы в развитие робототехнического образования. Ведь покупка оборудования — удовольствие дорогое, а финансирование ведется из областного бюджета. Сейчас в рамках проекта «Робототехника» в учебные заведения в основном поставляют наборы LEGO.

— Но мы с ребятами работаем с электронным конструктором «Ардуино» (Arduino). На его базе можно собрать все — от элементарных обучающих примеров, опытов до сложных роботов, манипуляторов, станков. На основе «Ардуино» делают телефоны, планшеты, компьютеры, системы наблюдения и безопасности, аналоги систем типа «умный дом» и т.д. Причем по сравнению с конструкторами LEGO он дешевле в несколько раз, а возможностей для творчества дает больше.

Наша справка

Участниками олимпиады роботов «World Robot Olympiad-2015» стали более 700 ребят из 45 регионов страны. Честь сурского региона защищали 24 человека, команды которых были разделены по возрастам и номинациям. Ребята из Губернского лицея заняли второе место в номинации «Электроника» («Творческая категория»).

Это был первый опыт участия школьников из Пензы в соревнованиях по робототехнике такого высокого уровня.

В этом году 58 детских садов региона получили первые комплекты конструкторов «LEGO education». Из областного бюджета на эти цели выделялось более 3,3 млн. рублей.
Комплекты рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста и позволяют получить начальные знания по основам науки, техники и конструирования, познакомиться с такими понятиями как «масса», «равновесие», «вес», понять принципы работы простых механизмов.

Занятия с детьми проводят в группах по 4–6 человек. Для этого более 100 воспитателей прошли курсы повышения квалификации по данной методике.

Напомним, областной проект «Образовательная робототехника» начал реализовываться в 2010 году. В 2011–2014 годах в школы и учреждения дополнительного образования было поставлено 134 комплекта. В 2015 году их получат еще 26 школ и 5 организаций дополнительного образования. Из бюджета Пензенской области на эти цели выделено 15 млн. рублей.

 

Читайте также:

Три пензенских проекта получили гранты на форуме «iВолга-2015»

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное