Пензенская область готовится к внедрению инклюзии в школах
С 1.09.2016 в России начнет действовать новый стандарт образования детей с ограниченными возможностями
О чем уже сейчас нужно побеспокоиться родителям особенных детей, «ПП» рассказала Ирина Перекусихина, руководитель центральной психолого-медико-педагогической комиссии Пензенской области (ПМПК) — начальник отдела психолого-медико-педагогической диагностики, коррекции и консультирования «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области».
Выбор за родителями
— Ирина Анатольевна, первый вопрос, который задают родители, когда речь заходит об инклюзии, – что будет со специализированными (коррекционными) школами, в которых получали образование ранее в нашей стране дети с особыми образовательными потребностями?
— С 1 сентября 2016 года вступает в силу Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями, который, может реализовываться как в коррекционной, так и в обычной школе в процессе инклюзии. По закону родители (законные представители) решают, где обучаться ребенку. А задача системы образования – предоставить разные варианты. Поэтому, общеобразовательные организации, осуществляющие деятельность по адаптированным основным образовательным программам, или, как их раньше называли, специальные (коррекционные) школы, не просто останутся в региональной системе образования, а могут, на этапе внедрения стандартов, играть роль «генераторов» и «экспертов» по части оказания методической помощи педагогическим работникам школ, куда придут дети с ОВЗ, дети-инвалиды; психолого-педагогической помощи особым обучающимся и их родителям; координировать работу в этом направлении.
Сентябрь начинается в феврале
— Предположим, в моей семье подрастает особенный малыш — с нарушением слуха или зрения, или, например, с задержкой психического развития, инвалид-колясочник и так далее. Каким образом школа обеспечит ему нужные условия?
— Спасибо за вопрос. Ответ на него должна начать с обращения к родителям и специалистам о понимании важности двух взаимосвязанных моментов в реализации права любого ребенка на образование.
Первый — законодательно поддержанным основанием для определения и создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ в школе, является заключение ПМПК — отправная точка на территории действий директора и педагогического коллектива образовательной организации по созданию специальных условий. Значит одним из первых шагов ее минимизации должно быть обращение в ПМПК. И еще раз хочу подчеркнуть — ПМПК не выставляет медицинские диагнозы, а определяет специальные условия, которые должны создать в образовательной организации, в семье, в организации дополнительного образования для ребенка с ОВЗ.
Равно как и индивидуальная программа реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида, документ, выдаваемый Бюро медико-социальной экспертизы, на основании которого специалист нашего центра разрабатывает «Перечень психолого-педагогических мероприятий» и направляет его для реализации в школу, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок получает образование.
Второй момент — и в том, и в другом случае, родитель вправе решать сам, где ставить запятую во фразе «МОЛЧАТЬ НЕЛЬЗЯ РАССКАЗЫВАТЬ»… при этом, во всех вариантах, обязательным требованием для педагогов остается сохранение конфиденциальности полученной о ребенке информации.
Вывод: процесс создания специальных условий, включающих разработку адаптированных программ и индивидуальных учебных планов, изменения инфраструктуры школы и ее дидактической базы, предоставление услуг ассистента и обеспечение возможности осуществлять коррекционную составляющую (иметь в штате психолога, логопеда, дефектолога и др.) возможен лишь при своевременном взаимодействии школы и родителей. Предшествовать этому должен обязательный этап — посещение с ребенком, испытывающим трудности в развитии и адаптации, психолого-медико-педагогической комиссии.
На мой взгляд, наиболее важными и сложными темами в обеспечении инклюзии сегодня являются кадровый дефицит, материальные ресурсы и организация специальной подготовки педагогических кадров школ, детских садов, в которые придут особые дети.
Баланс интересов
— Реальная ситуация: мама не отправляет незрячего ребенка в иногородний специнтернат, боится за него, а в близлежащей сельской школе тифлопедагога нет, поэтому мальчик вообще не получает образования. То есть теперь такого не будет? Достаточно потребовать от школы тифлопедагога, и пусть он научит ребенка чтению и письму по Брайлю?
— К сожалению, в Пензенской области тифлопедагогов практически нет. Поэтому пока придется по-прежнему либо отправлять ребенка в специализированную организацию по обучению незрячих детей, и наше министерство образования заключило соответствующий договор с Саратовом, либо первоклассник может обучаться дистанционно в губернском лицее для одаренных детей. Надо набраться терпения, а со временем, когда педагоги пройдут необходимое повышение квалификации, незрячие дети смогут обучаться вместе со всеми.
— Ирина Анатольевна, как вы думаете, какие трудности ждут школу 1 сентября?
— Одну трудность мы затронули только что – недостаточная база и подготовленность кадров. Конечно, хочется, чтобы без сбоев сработали и финансовые механизмы сопровождения инклюзивных процессов в нашей области. Для их включения, опять же, необходима своевременная, документальная осведомленность руководителей школ о приходе в учреждение обучающегося с ОВЗ.
Уверена, со временем трудности уйдут, и останется главное, что особые дети будут реально вовлечены в социум. А здоровые девочки и мальчики увидят, что ребята с особыми потребностями и возможностями тоже нуждаются в образовании, развитии, человеческой поддержке. С ними можно играть и дружить, о них нужно заботиться.
Хорошо всем
— Родители иногда высказывают опасения, что ребенку с ОВЗ достанется все внимание учителя, из-за чего пострадает успеваемость остальных детей.
— В тех странах, где инклюзивное образование реализуется по 20-30 лет, все происходит с точностью до наоборот. Оценки детей, которые развиваются типичным образом, порою оказываются выше в условиях инклюзивного образования, чем в условиях привычной массовой школы. Как правило, учебные заведения, в которых хорошо детям с ограниченными возможностями, являются самыми лучшими для всех остальных детей…
И в заключении, хочу еще раз поставить акцент на важности раннего выявления проблем ребенка и обращения к специалистам.
— Хорошо, вас услышали. Куда обращаться?
— В свой отдел образования по месту жительства, где вам сообщат, когда будет проходить заседание территориальной ПМПК.
Если возникли какие-то сложности, звоните или приходите в «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области» на улицу Тимирязева, 125. Телефон: 48-40-88, (Центральная ПМПК, тел: 8-927-394-68-44).
Ребенку выделят ассистента
Специальные образовательные условия для детей с ОВЗ — это использование специальных образовательных программ, специальных учебников, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего ученику необходимую техническую помощь, тьютора, оказывающего помощь в обучении, это групповые и индивидуальные коррекционные занятия, обеспечение доступа в здания школ и другие условия, без которых невозможно или затруднено образование детей с ОВЗ.
ФГОС для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями пока разработан только для начального образования, а для старшеклассников его обещают ввести позднее.
Восемь принципов инклюзивного образования:
• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
• Каждый человек способен чувствовать и думать;
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
• Все люди нуждаются друг в друге;
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Арбеково и Заводской район на две недели останутся без горячей воды
Расскажем, по каким адресам произойдет отключение
Пензенский суд рассмотрит дело о массовом отравлении детей
Руководитель предприятии общепита признал свою вину
Плюсы и минусы отдыха в Геленджике
Город привлекает семьи, молодежь и самостоятельных путешественников мягким климатом, развитой инфраструктурой и разнообразием жилья
Домклик: востребованность онлайн-ипотеки выросла в 3 раза
В этом году подавляющее большинство цифровых ипотечных сделок совершалось на покупку новостроек
В Пензе стартовал финал VI летней Спартакиады молодежи по прыжкам в воду
В город приехали спортсмены из 13 регионов страны
Олег Мельниченко поздравил с Днем создания органов государственного пожарного надзора
Профессиональный праздник отмечают 18 июляИзбиратели поблагодарили Вадима Супикова за организацию ремонта дорожного покрытия
Пензу посетил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков
Мельниченко поручил держать на строгом контроле благоустройство Пензы
Вадима Супикова поблагодарили за помощь в благоустройстве детских площадок