О. Шептунова — о современных подходах к образованию, политграмотности детей и роли учителя в современном мире

О. Шептунова — о современных подходах к образованию, политграмотности детей и роли учителя в современном мире

Победитель областного конкурса «Учитель года—2016» преподаватель географии пензенской школы №52 ответила на вопросы «ПП»  

Самое сложное — сцена

— Ольга Николаевна, теперь вы носите почетное звание «Учитель года». Это что-то меняет в вашей жизни?
— Конечно! Я человек самокритичный, требовательный к себе. А теперь планка поднялась еще выше, и чтобы не уронить ее, работать нужно будет интенсивней.

— У вас за плечами солидный опыт работы. Почему только сейчас решили попробовать свои силы в конкурсе?
— Потому что знаю, насколько он сложный, как много сил и времени отнимает подготовка к нему. Если уж браться за такое серьезное дело, то нужно выложиться по максимуму. «Выходить» на него в одиночку — просто нереально. Нужна сплоченная команда коллег, которая не только поддержит морально, но и поможет знаниями и опытом. Думаю, по этим причинам многие достойные учителя не проявляют инициативу. Да и в школе дел много. От них никто не освобождает.

— Что для вас оказалось самым сложным в конкурсе?
— Сцена. Я в очередной раз поняла, что это не мое. Выходя на сцену, я просто теряюсь. Во время репетиции замешкалась, организаторы, которые консультировали нас, начали говорить, что топтаться на одном месте нельзя. Начала ходить — опять неправильно, с этим тоже перебарщивать не нужно. В голове крутилось только одно: «Как же себя вести и держать на сцене?!».

— Но ведь класс — это тоже своего рода сцена. Во время урока на вас обращено три десятка пар глаз…
— Это другое. Во время урока в классе ты — в знакомой обстановке. А во время конкурса на тебя смотрят не тридцать школьников, а сотни человек, да еще и эксперты, которые придирчиво и строго оценивают твое профессиональное мастерство, задают вопросы.

Это был мой первый конкурс, и, если честно, я не ожидала, что он окажется настолько удачным. И  дело не в том, что я не уверена в себе как профессионал, а в том, что все конкурсанты.

График не нормирован

— Почему вы стали учителем? Неужели мечта детства?
— В какой-то степени так и есть. Будучи маленькой девочкой, я любила рассаживать кукол и плюшевых медведей, приглашать в гости подруг, чтобы поиграть в школу. Главная особенность детства — прожить несколько ролей, понять, какая тебе ближе, выбрать свой жизненный путь. И знаете, я до сих пор помню свой первый урок, который принес удовлетворение и осознание того, что все получилось как надо.

— Что значит не получилось?
— Вначале молодому педагогу очень сложно. В первый год работы я преподавала в шести классах. Со всеми нужно познакомиться, понять, кто на что способен, научиться грамотно выстраивать урок. А ведь это трудно: то времени не хватило на объяснение темы, то ты слишком быстро и сумбурно ее  изложила, а до звонка еще целых 10 минут. И только через год я провела урок, который мне самой понравился: я была готова к любой внештатной ситуации, подготовив несколько вариантов подачи материала.

— А как вообще строится рабочий день учителя? Ведь многие считают, что в час дня кабинет закрывается на ключ и учитель уходит домой.
— В последние 10 лет наша работа стала гораздо интенсивнее. Первая половина дня — это, естест­венно, уроки. А вот вторая строится по-разному: проверка практических работ и контурных карт, подготовка к следующему уроку (а в день в среднем проходят уроки в шести классах). Кроме этого, подготовка к ежедневному классному часу, подготовка детей к олимпиадам, конкурсам, посещение трудных и неблагополучных семей и сложных детей. Еще у нас есть обязательная внеурочная работа. Это, например, какая-то проектная деятельность детей, в которой учитель должен курировать, помогать, направлять, проверять, в том ли направлении движется школьник.

Сложно, но интересно

— То есть миссия педагога за последние годы изменилась?
— Да. Сейчас мы должны научить ребенка учиться и работать в команде. Современная тенденция такова, что детей в семьях становится меньше — один, иногда двое. В итоге они в какой-то степени становятся эгоистами. Во время работы в группе происходит распределение ролей, дети раскрываются: один может подбросить идею, второй — найти источник информации, третий – грамотно изложить все на бумаге. Но делать это становится все трудней — из-за проблемы крайней индивидуализации общества.

— С детьми сейчас сложнее?
— Я бы сказала, что интереснее. Они более информированны, мобильны. Для них основной источник знаний сейчас не книга, а Интернет, поэтому — в сжатой форме. Учитель должен расширить эти знания, помочь найти причинно-следственные связи, сделать определенные выводы, проанализировав материал. Это даже интересно. Если бы не одно «но» – наполняемость классов. 30, а то и более человек – с таким количеством сложно организовать качественную работу, а тем более групповую. Оптимальная наполняемость класса для комфорта детей и педагога, на мой взгляд, это 20 человек.

— За последнее время политическая карта мира изменилась, наверняка на уроках приходится уделять этому особое внимание. Школьники задают неудобные вопросы относительно нашей страны?
— Мне как раз очень нравится, когда дети на уроке задают много вопросов. Не всегда я сразу даю на них ответ, иногда задаю встречный вопрос: «Зачем вам это нужно знать, как сами думаете?». Очень приятно видеть, как ребенок начинает самостоятельно мыслить, формирует собственное мнение по той или иной теме.

Мне приходится пристально следить за политической ситуацией в стране и в мире. Когда мы учили политическую карту Евразии, я прокрутила ребятам ролик длиной всего в одну минуту, где показано, как изменилась политическая карта Европы за ХХ век. Ученики мои были просто поражены. Они задали огромное количество вопросов, потом начали строить предположения, как и почему все это произошло. Вспомнили последние события в Крыму и пришли к выводу, что не всегда изменения – это какие-то военные действия, а люди могут сами выразить свое желание по тому или иному поводу.

Дети не могут  быть в стороне от тех процессов, которые происходят в обществе. Ведь ученики живут в этом обществе, для них это важно и они будут об этом спрашивать. А учителю надо быть готовым грамотно и непредвзято отвечать на их вопросы.

СПРАВКА «ПП»

Ольга Николаевна Шептунова работает педагогом 20 лет. В школу №52 пришла сразу после окончания естественно-географического факультета педагогического института.

Считает, что школа должна давать не только образование, но и воспитание, что от педагога зависит то, какими людьми вырастут его ученики.

От эмоционального выгорания ее спасают общение с двумя любимыми дочками и супругом, а также выезды с родными на дачу.

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное