На подготовку к ЕГЭ родители пензенских учеников тратят до 50 тыс в год

На подготовку к ЕГЭ родители пензенских учеников тратят до 50 тыс в год

Образование в России бесплатное. Но чем ближе класс к выпускному, тем больше денег мамам и папам приходится отдавать за крепкие знания своих чад. Многие уже не верят, что высокие баллы на экзамене школьник может набрать, не прибегая к платным дополнительным занятиям.

Первые траты 

Платные услуги в школе давно в порядке вещей. Причем уже с начальных классов. Во многих учебных заведениях есть дополнительные занятия за деньги. Курсы носят нейтральные названия. Например, «Школа слова» или «Увлекательная математика». Нередко педагоги используют их как возможность «задержаться» на сложной для ребят теме или порешать проб­ные задания ВПР (Всероссийская проверочная работа).

Оценка за ВПР на итоговую оценку по предмету не влияет. Это скорее мониторинг работы учителя, нежели ученика. Но педагоги не преминут отметить, что важно написать эту контрольную хорошо. И многие родители отправляют ребенка на курсы именно с целью, чтобы дополнительные занятия сказались на высоком результате. 

Понятно, что к платным занятиям никто никого не принуждает. Зачастую родители даже сами просят организовать такие курсы. Потому что стоят они для ребят младшего и среднего звена весьма недорого. К примеру, в школе, где учится мой ребенок, — это около 500 рублей за один предмет в месяц (или 125 — за занятие). Гораздо выгоднее, чем занятия с репетитором. Последний, для сравнения, возьмет от 400 рублей и выше за 45 минут. 

Однако чем старше чадо, тем ощутимее «ручеек» денег из родительского кошелька. Школьные задания становятся сложнее, и часто мамам и папам уже не хватает ни времени, ни запаса знаний, чтобы самим научить своего ребенка щелкать их как орехи. 

Побег от ЕГЭ

Дочь моей подруги Лена — девятиклассница. Девочка далеко не глупая, но с ленцой, поэтому успеваемость «прыгает». По любимым предметам приносит пятерки, по нелюбимым — тройки. 
В школе есть платные курсы, на которых девятиклассников готовят к ОГЭ. Каждый стоит около 1,5 тысячи в месяц. Лена дополнительно занимается по четырем предметам. 

То есть ежемесячно из семейного бюджета в школьный уплывает по 6 тысяч рублей. Родители подсчитали, что до лета заплатят за знания в общей сложности не менее 50 тысяч рублей. 

— Нам учителя открыто говорят: «Хороших результатов на экзамене без этих курсов не ждите», — наматывая упругий локон на ручку, возмущается Лена. — И правда. Мы такие трудные задания разбираем, о которых на уроках даже не слышали.

Надо полагать, это так называемый блок повышенной сложности в тестах. 

Увы, даже отдав немалую сумму, в случае со школьными дополнительными занятиями вряд ли приходится рассчитывать на индивидуальный подход. Лена, к примеру, от школьных курсов по математике отказалась в пользу репетитора. Когда она призналась учителю, что не понимает, как решать определенные типы задач, та ответила: «Это не моя проблема». 

Частного преподавателя по предмету нашли с трудом. Учебный год в разгаре, раскрученных репетиторов уже расхватали. Одно занятие стоит 800 рублей, периодичность — раз в неделю. В месяц только на то, чтобы подтянуть математику, теперь уходит 3200 рублей. А на платные образовательные услуги в целом — около 8 тысяч рублей. 

Лена в десятый класс не пойдет по прагматическим соображениям: бюджет обычной семьи со скромными доходами просто не потянет еще два года в таком режиме, чтобы в 11-м классе хорошо сдать ЕГЭ. 

Родители подсчитали: год платного обучения в выбранном дочкой колледже стоит около 50 тысяч рублей. И решили, что разумнее эти деньги вложить в профессиональное образование, а не в школьное. А будет ли потом Лена поступать в вуз — жизнь покажет. 

Но семьи большинства ровесников Лены готовы вкладываться в дальнейшее натаскивание своих детей на высокие баллы. 


Легко ли быть умником? 

Подготовка к различного рода экзаменационным испытаниям в Пензе стала выгодным бизнесом. Речь не только об отдельных преподавателях, которые занимаются репетиторством. Мы насчитали не менее пяти репетиционных центров, где ребята могут заниматься в группах по несколько человек. Это стоит дешевле, чем тет-а-тет, и эффективнее, чем в школе, потому что у педагога хватает времени на каждого. 

Есть и дистанционные курсы с преподавателями московских вузов. Платить надо 5–9 тысяч в месяц. Обещают в итоге баллы 84+. 

Но неужто умный и целеустремленный ребенок не сможет хорошо сдать экзамены (не просто, чтобы преодолеть минимальный порог, а чтобы поступить в вуз) без репетиторов? Такие есть, но их не так много. Даже стобалльники прошлых лет признавались в интервью журналистам, что помимо самостоятельной работы и помощи школьного педагога занимались и платно. Ведь при подготовке к экзаменам важно понять и отработать систему тестирования. 

На своей шкуре

Еще недавно родители стремились заполучить в качестве репетитора вузовских преподавателей. Но сегодня в тренде брать уроки у тех, кто сам набрал не менее 95–100 баллов на ЕГЭ прошлых лет. Именно они сегодня составляют значительную часть кадрового состава репетиторских центров. 

Никита Мышенков — один из них. Уроженец Каменки сейчас учится в одном из пензенских вузов. Он добился на выпускных экзаменах высоких результатов, а информатику сдал на 100 баллов. Никита рассказал, что основную массу знаний «добыл» самостоятельно.
 
Мы спросили его, можно ли хорошо сдать ЕГЭ, занимаясь в рамках школьной программы?

— Да, если выпускник мотивирован на результат и начинает подготовку минимум за год до экзамена, — ответил он. — В Интернете есть множество пробных вариантов, которые нужно решать. Занимаясь добросовестно в школе и дома, можно сдать не менее чем на 70 баллов. Но если выпускник хочет в престижный вуз, где большой конкурс, этого может не хватить. Задания повышенной сложности — те, что обычно дают на олимпиадах. Они тоже будут в тесте. 

Занятия с репетитором, по мнению Никиты, нужны не только тем, кто ставит высокую планку, но и тем, кто плохо усваивает школьную программу. В центры приходят ребята, которые боятся завалить экзамен. Будущие выпускники говорят, что им легче найти общий язык с тем, кто прочувствовал подводные камни ЕГЭ на своей шкуре. 

Нужны ли платные образовательные услуги в школе и за ее рамками? Думаю, нужны. Но они не должны быть неотъемлемой частью успешного поступления в вуз. Львиную долю знаний к ЕГЭ должны, как мне кажется, давать именно на уроках. Иначе шансы на высшее образование так или иначе будут зависеть от толщины родительского кошелька. 

Цифры
В прошлом году в Пензенской области зарегистрировано рекордное количество 100-балльников (34). Поднялся и средний балл по основным предметам. Так, 45% ребят, сдававших базовую математику, написали ее на пятерки.

Прямая речь
Ирина Барыкина, начальник отдела общего и дошкольного образования регионального Минобра:
— Закон дает право образовательным учреждениям оказывать платные услуги. Имеются в виду занятия, на которых учитель дает знания, выходящие за рамки школьной программы. То, что предусмотрено ею, разбирают на уроках. Уверена, что хорошо сдать ЕГЭ можно, не прибегая к помощи репетиторов, но нужны терпение и труд. Часто траты на репетиторов продиктованы не необходимостью, а родительскими амбициями. Надо относиться к ЕГЭ или ОГЭ серьезно, но все же помнить, что это только школьный экзамен. 

Автор: Алиса РЯДНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное