Мужчина-педагог может нормально зарабатывать — Александр Данюк

Мужчина-педагог может нормально зарабатывать — Александр Данюк

28-летний призер областного педагогического конкурса хочет, чтобы в школах и детсадах работало больше мужчин

Еще в XIX веке профессия учителя была мужской. Сегодня в школе преобладают женщины, и социологи говорят, что процесс будет только прогрессировать. Александр Данюк не желает с этим мириться

Кто даст мужской совет?
Всем нам знакома картина: День знаний, нарядные первоклашки, цветы, первый звонок и, конечно же, первая учительница. У каждого из нас была своя «МарьИвановна». А вот был ли у кого-нибудь из нас первый учитель мужчина? И насколько велика вероятность для современного школьника поучиться у мужчины-педагога?

Об этом и многом другом мы говорили с серебряным призером городского конкурса «Учитель года — 2017» и обладателем третьего места областного этапа этого состязания, преподавателем русского языка и литературы школы № 58 г. Пензы Александром Данюком. Он восемь лет проработал в школе и не собирается ее покидать.

— Александр Николаевич, мужчины в школе стали редкостью. В последнее время это только учителя трудового воспитания, физкультуры, иногда встречаются физики или историки. Как вы пришли в педагогику?

— Это была мечта детства, которую с огромным удовольствием я воплощаю в жизнь, хотя в нашей семье учителей не было. Когда оканчивал одиннадцатый класс, четко знал, куда буду поступать. А русский и литературу выбрал, потому что очень люблю читать. Литература формирует духовный мир человека, а моя цель — правильно отобрать содержание для этого процесса.

Очень хотелось бы, чтобы в детских садах и школах работали мужчины. Я не хочу умалить значимость женщин в этой профессии. К сожалению, многие дети растут в неполных семьях, и мама не всегда может справиться с той или иной ситуацией или дать мужской совет сыну. Вот тогда ребенок может подойти ко мне и сказать: «Александр Николаевич, мне нужна ваша помощь». Хочется быть для ребят не только учителем, но и другом, отцом. Школа должна быть как полная семья, где есть мужчина и женщина.

— Много ли ваших однокурсников пошли работать с детьми?

— Из всей группы, а нас было 20, в школах работают 5 или 6 человек. И по большей части — в селах. Нас, парней, было двое. Но второй взял академический отпуск, доучился ли — не знаю.

— Для чего же тогда остальные поступали в педагогический институт?

— Многие, и они этого не скрывали, только для того, чтобы получить диплом о высшем образовании. Одна из однокурсниц воплощала в жизнь мечту мамы, которая хотела преподавать, но у нее не сложилось. Те же, которые планировали учительствовать, разочаровались в профессии, еще будучи студентами. У нас была довольно длительная практика в школах — порядка 7 недель. И это хорошо, потому что, только изучив весь процесс изнутри, можно понять, твоя это профессия или нет. Хотя и без призвания работать можно. Но это будет недолго и тяжело как морально, так и физически.

— То есть тем, кто понял, что педагогика — это не его, вы посоветовали бы уйти из школы?

— Совершенно верно. И об этом говорят и сами дети. Когда я был на международных чтениях по гуманной педагогике, последователем которой являюсь, нам показали ролик. Детей спросили: какие они, современные учителя? Многие с сожалением говорили о том, что учителя часто приходят в класс не в настроении и переносят свои проблемы на детей. А один из школьников сказал, что учителей, которые работают не по призванию, вообще нельзя допускать в школу.

Мало платят? Больше работайте!
— Бытует мнение, что мужчины не хотят работать учителями из-за низкой зарплаты...

— Меня многие спрашивали об этом, находились доброжелатели, которые отговаривали идти в школу по причине как раз невысокой зарплаты. Да, учитель — не самая высокооплачиваемая профессия, но с моральной точки зрения ни одна другая не сравнится с ней. Горящие глаза детей — вот ради чего мы работаем. И потом, при желании мужчина-педагог может нормально зарабатывать. Многое зависит от нагрузки, категории, наличия или отсутствия классного руководства, дополнительных и внеурочных занятий. Факторов много — все решаемо и все возможно.

— Работа, пусть и любимая, это не вся жизнь. Хватает ли у вас времени на какие-нибудь занятия помимо профессии?

— Свободного времени катастрофически не хватает, все отнимает работа. Многие думают, что учитель пришел к восьми в школу, а в 14 часов — уже дома. Документы, факультативы, внеклассные занятия… Все это невозможно уложить в восемь рабочих часов. Но мне повезло: я совмещаю увлечение и работу. Очень люблю путешествовать и вместе со своими учениками побывал во многих городах: Москва, Петербург, Казань, Волгоград, Самара, Саранск. И это далеко не весь список. Кроме удовольствия от самой поездки, мы получаем возможность общаться в неформальной обстановке. Ребята раскрываются, делятся своими мыслями, радостями, проблемами и печалями.

Вторая моя страсть — это театр. Я делаю все, чтобы привить любовь к искусству и ребятам. Мы часто бываем на спектаклях как местных, так и приезжих трупп. Недавно даже были за кулисами драматического театра и посмотрели, как готовятся к спектаклю актеры, как работают гримеры, декораторы.
Ну и, конечно, чтение. Читаю много, благо профессия обязывает и позволяет.

— А какое ваше любимое произведение?

— «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

Портрет современного учителя
Министерство образования проанализировало состав школьных педагогических коллективов. Получилась вот такая картина: как и по всей России, большинство пензенских учителей — это женщины, лишь немногим более 11% — сильная половина человечества.

При этом важно отметить, что в регионе на протяжении последних лет стабильно увеличивается количество молодых специалистов: в 2012 г. в школы региона пришли 45 молодых педагогов, в 2014-м — 118, в 2015-м — 195.

На сегодняшний день в школах работают почти 9 тыс. преподавателей.

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке