Какие дети попадают в группу риска при сдаче ЕГЭ — мнение психолога

Какие дети попадают в группу риска при сдаче ЕГЭ — мнение психолога

Елена Виноградова, мама 11-классницы Алины, сейчас живет только в ожидании результатов ЕГЭ. Вместе с ней и ее дочерью в волнении пребывают еще 5,5 тысячи пензенских выпускников и более 20 тысяч родителей, бабушек, дедушек, педагогов и репетиторов. 

Нервничают и более 11 тысяч 9-классников, которые тоже вместе с родителями ждут итогов их самых первых школьных экзаменов. Но скоро все станет ясно. Правда, наступит еще одна пора волнений и бессонных ночей — поступление в вуз!

А ЕГЭ продолжатся для тех, кто не смог сдать их в основную волну и будет делать это в резервные дни вплоть до конца июля.

Гаджет не спасет

Каждый год система мониторинга сдачи ЕГЭ и ОГЭ вылавливает нарушителей. За экзаменуемыми наблюдают через веб-камеры в классах сотрудники Рособрнадзора, в классах находятся общественники. 

В этом году в родительских сообществах в социальных сетях заговорили о студентах-провокаторах, которые дежурят в туалетах во время экзаменов и провоцируют выпускников на то, чтобы они поделились шпаргалками. Как только подросток достает шпаргалки, чтобы выручить бедолагу, его удаляют с экзамена без права пересдачи в 2019 году. 

— Сотовые телефоны, наушники, блютуз-кулоны и даже микрокамеры — какие бы гаджеты ни пронес ученик в пункт сдачи экзаменов, по камерам видеонаблюдения специалисты центра мониторинга вычислят его. Мы предупреждаем детей, что рисковать не стоит, — говорят в Министерстве образования региона. 

Вот и мы о том же хотим поговорить. 

Снижаем тревожность

С 7–8-х классов приветствуется участие в олимпиадах, научных конференциях. Сертификаты онлайн-курсов и олимпиад складываются в портфолио ученика. Школьники учатся каждый год писать ВПР в виде тестов. 

— Современная система итоговой аттестации устроена так, что учеников с 4-х классов уже начинают готовить к процедуре сдачи экзаменов. Дети привыкают к такой системе оценки их знаний и меньше тревожатся. Тут главное — родителям не паниковать, — советует кандидат психологических наук, зам. ответственного секретаря приемной комиссии ПГУ Елена Голоюс. 

А что, если ребенок не получит высокие баллы или его вообще ждет провал? Главная задача родителей сейчас — снизить уровень тревожности и у себя, и у детей. 

Учитесь у детей! 

Журналист Екатерина Рогожкина, мама ученицы 9-го класса, которая сдавала ОГЭ, заметила, что дети к экзаменам относятся гораздо спокойнее, чем родители.

В это время в чате в Viber ощущается максимальный уровень тревожности взрослых. «Сколько пробных вариантов ваши дети делают в день?», «А вы успокоительное им даете?», «Да когда уже результаты будут известны? Классу «А» уже 40 минут назад сообщили!!!» — это типичная переписка экзаменационного периода. 

— Для того чтобы дергаться чуть меньше, советую провожать детей на экзамен. Дважды возила прямо в пункт проведения, дважды — до места сбора в нашей школе. Вот это и позволило мне сделать вывод, что 9-классники наши достаточно спокойно идут на экзамены. Да, они говорят, что жутко нервничают, но взгляд  при этом спокойный и сосредоточенный. И я знаю, почему. В последние два года они многократно сдавали зачеты по предметам, выбранным для сдачи в форме ОГЭ. То есть они точно знают, как должны заполняться бланки, как правильно записать ответы, какие требования предъявляются к письменной части работы. Это помогает сосредоточиться на содержании экзамена, а не на его форме, — считает Екатерина. 

А Елена Голоюс убеждена, что если в течение учебного года родители смогли внушить ребенку уверенность в  том, что жизнь его после сложного периода экзаменов не закончится, что его не перестанут любить, даже если он сдаст все ОГЭ и ЕГЭ на 5 баллов из 100 возможных, то подросток будет более спокойным. 


Советы психолога

— Лучше прямо спросить: «Чем я могу тебе помочь?» Кому-то нужно, чтобы проверили его ответы на устные вопросы или вместе с ним порешали пробные материалы ЕГЭ. Для кого-то важно, чтобы мама помогла составить план подготовки к экзаменам и вместе с ним проверяла, идут ли занятия по расписанию, а кому-то необходимо, чтобы его обняли и погладили по голове, — предлагает семейный психолог Елена Потапенко. — В начале учебного года поговорите с учителями по основным предметам и выясните, какие проблемы есть у ребенка при решении пробных вариантов экзаменационных работ. Над этими проблемами и надо работать в течение года. 

Пусть один день в неделю будет посвящен именно этому: ведите хронометраж заполнения бланков, сделайте замеры времени на выполнение каждого задания из варианта ЕГЭ, проверьте, успевает ли ребенок решать и на каких заданиях теряет время. 

Приучите вашего выпускника читать задания вслух и работать с черновиком. Как только ребенок отработает ритуал сдачи ЕГЭ, ему будет проще показать свои настоящие знания. О времени и формальностях нет нужды думать: когда все понятно, действуешь на автоматизме.  

Не избегайте общения во время экзаменов, идите навстречу ребенку, спрашивайте его и предлагайте варианты помощи. Но при этом дайте четко понять, что экзамены и учеба — это зона его ответственности. Не поощряйте шпаргалки и электронные гаджеты-шпионы — толку от них мало, а испортить репутацию и результат всей подготовки можно запросто.

Это интересно

Психологи выделяют несколько типов личности детей, которые попадают в группу риска при сдаче экзаменов. 

«Гуманитарии» испытывают затруднения с  точными науками: подсчетами, анализом данных. Сам процесс тестирования и точного соблюдения инструкций для них затруднителен. 

«Технари» не могут самостоятельно делать выводы, приводить аргументы. Им удобнее заучивать все наизусть. Есть сложности с написанием творческой части экзамена. 

«Тревожные» склонны воспринимать любую проверку знаний как провал, нервничают, впадают в панику. Вся процедура сдачи экзаменов для них стресс. 

«Неуверенные» не могут самостоятельно проверить свою работу, хорошо справляются с заданиями, где требуется работа по образцу. А вся ситуация с ЕГЭ — это проверка знаний, основанная на самостоятельном поиске решения. 

«Неорганизованные» не могут работать системно. Чаще всего им не хватает времени или они выбирают неправильную стратегию написания работы. 

«Перфекционисты, или отличники» при высоком уровне знаний склонны стремиться к совершенству. Им часто не хватает времени переписать ответы на чистовик. 

«Спички» — легко возбудимые и быстро устающие дети. Им часто не хватает сил выполнить задания, они быстро теряют интерес к ним. 

Автор: Наталья НАЗЕМНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER