Как вас найти ВКонтакте?

Как вас найти ВКонтакте?

Молодой педагог Александра Филина рассказала о том, чем живет современная школа и как начинающему учителю заслужить авторитет у молодежи

Без харизмы не обойтись

— Часто слышишь, что учителя в России продолжают «стареть» — средний возраст педагога порядка 50 лет. На Тихвинском форуме молодых педагогов России, прошедшем в Санкт—Петербурге, вы говорили о проблемах, с которыми сталкивается выпускник педагогического вуза, впервые пришедший в школу. Какие сложности приходится преодолевать в начале карьерного пути?
— Проблем немало. Признаюсь, что после окончания института я не сразу пошла работать в школу. Сказался неудачный опыт прохождения практики. Для меня важно было видеть от директора хоть какую—то реакцию на то, что и как я делаю. Но обратной связи не было. Это и отпугнуло. Но позже я поняла, что не могу без детей, без творчества, без школы.

И со второй попытки мне повезло. Попав в пензенскую школу №37, я поняла: это место, где я действительно хочу быть. Произошло это благодаря развитому институту наставничества. Кому—то мои слова покажутся пафосными, но без поддержки и советов опытных педагогов молодой учитель долго будет чувствовать себя как рыба на суше. Нужно, чтобы всегда было к кому подойти, посоветоваться, попросить объяснить что—то. Если начинающий учитель сможет влиться в педагогический коллектив, найти подход к детям, то можно считать, что полдела сделано — адаптация прошла успешно. На прошедшем форуме об этом говорилось очень много.

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать идеальный педагог? Кто может идти работать в школу, а кому лучше выбрать другую профессию?
— Вопрос непростой. В первую очередь, у Учителя (с большой буквы) должен быть определенный темперамент и характер. Открытость, отзывчивость, желание что-то делать, покорять новые вершины, вливаться в новые проекты, собирать вокруг себя детей и заряжать их своими эмоциями — это то, что отличает Учителя от обычного педагога. Ведь согласитесь, человек, замкнутый от природы, предпочитающий одиночество, вряд ли соберет вокруг себя единомышленников и сможет повести их за собой.

На мой взгляд, учитель — это не только призвание. Это определенный образ жизни, учителем нужно родиться, и никак иначе. Поэтому в школе должны работать только те, кому это интересно, кто получает от общения с детьми удовольствие.

В Интернет — за учениками

— Современные дети очень мало читают. Вы как учитель истории понимаете, что без чтения и грамотного подрастающего поколения мы далеко не уйдем. Действительно все так печально?
— Я бы не стала так говорить обо всех подростках. Но тенденция снижения интереса к чтению действительно существует. Это подтверждают школьные сочинения. Из-за малого количества прочитанных книг детям трудно анализировать, отличать главное от второстепенного, грамотно выражать свою мысль, они не пользуются метафорами. И самое страшное, что мы сами создаем такой мир. Ведь в информационном обществе не нужно запоминать, размышлять. Все можно найти в Интернете. Поэтому главная задача педагога сегодня — научить ребят грамотно пользоваться информацией, уметь находить ее и выявлять рациональное зерно.

К счастью, сегодня родители проявляют все большую заинтересованность в том, чтобы привить ребенку любовь к чтению. А делать это нужно начиная с начальной школы.

— Современные школьники проводят много времени в Интернете. Насколько это пагубно для них? И должен ли педагог следовать за своими учениками в виртуальную реальность?
— Современным подросткам сложно общаться, глядя друг другу в глаза, — у них масса комплексов, неуверенность в себе. Им проще раскрываться в соцсетях. Там у них есть возможность приукрасить себя, о чем-то недосказать. Поскольку учитель не властен изменить эту ситуацию, то надо извлечь из нее максимальную пользу — и для себя, и для ребенка.

На мой взгляд, современный педагог не должен сторониться социальных сетей, нужно стараться с их помощью завоевывать внимание и доверие детей. Ведь в соцсетях можно обсудить прочитанную книгу, рассказать о работе по какому-то проекту, посмеяться над шуткой, в конце концов. В Интернете я часто узнаю о ребятах больше, чем в школе. В этом преимущество молодых учителей. Мы более гибкие и готовы моментально начать ретрансляцию каких-то новшеств.

Бывают ситуации, когда я не могу найти что-то в Интернете или справиться с какой-то техникой. Дети моментально откликаются на просьбу помочь. Раньше учителю было сложно признаться в том, что он чего-то не знает, а его ученик справляется с этим на раз. Мы воспринимали педагога практически как Бога. Теперь все иначе.

Я считаю, что в такие моменты происходит сближение педагога и ребенка, переход на следующую ступень общения. Подросток начинает воспринимать учителя не как что-то недосягаемое, а как равного. Это сейчас тоже нужно. К тому же все знать невозможно, а учиться никогда не поздно.

— Какой совет вы дали бы тем молодым людям, которые собираются стать учителями? Ведь наверняка и сами набили на чем-то шишки?
— Во-первых, я бы хотела посоветовать будущим коллегам не зацикливаться только лишь на материальной стороне своей работы. Да, в обществе считается, что учитель — не самая высокооплачиваемая профессия. И действительно, труд педагога мог бы оплачиваться выше. Хорошо, что в последние годы ситуация начинает меняться. Сейчас учитель может вполне прилично зарабатывать, только для этого нужно действительно трудиться, включаться в проекты, готовить детей к олимпиадам и т.д.

Во-вторых, нужно понимать, что получить все и сразу нереально. Нельзя в первый же день стать душой коллектива, заинтересовать детей и начать зарабатывать кучу денег. Нужно настроить себя на то, что все будет происходить постепенно.

В-третьих, должно быть как можно больше здоровых амбиций, а вот чрезмерную юношескую дерзость лучше оставить за дверями школы. Многие приходят работать в школу с мыслью «Я могу и знаю все, остальные — ничего». Я сама набила на этом шишки. Слава богу, вовремя поняла свои ошибки и благодарю коллег за терпение и понимание.

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное