Женщина, которая читает. Всегда

Женщина, которая читает.  Всегда

Собеседница нашей постоянной рубрики — Татьяна Мажарова, ведущая программ на одной из пензенских радиостанций и обозреватель книжных новинок на сайте

Мечтала быть индейцем
— Таня, ты много читала в детстве?
— О, да! Я научилась складывать буквы в слова в четыре года. Еще до школы перечитала все, что было дома.
В семь лет записалась в библиотеку на углу улиц  Коммунистической и проспекта Победы. Не совру, если скажу, что и там я перечитала все — весь детский отдел. У меня был самый толстый формуляр.

Сначала брала книги о животных — Николай Сладков, Виталий Бианки и т.д. Потом пошли приключения. Особенно мне нравилось про индейцев. И я очень жалела, что не принадлежу к племени краснокожих.

Любила сказки: народов мира, авторские. «Волшебник Изумрудного города» считалась дефицитной книгой. Чтобы ее получить,  надо было записаться в очередь без конца и без края, поэтому пришлось сидеть с «Волшебником» в читальном зале…

В один прекрасный день библиотекарь посмотрела на меня и развела руками: «Прости, деточка, больше ничего нет!» Потом подумала и принесла «Красное и черное» Стендаля. Книгу я открыла, но читать не стала…Больше в ту библиотеку я не ходила, а записалась в юношескую на улице  Толстого и снова по­грузилась в процесс.

— Это какие годы были?
— Конец восьмидесятых, перестройка. Появлялись новые авторы и книги. Но в магазинах их тоже было не достать, а в библиотеке — только по записи. Мы записывались вместе с мамой. Кому больше повезет — тот и получал на руки заветный экземпляр первым, а читали вместе.

Когда я окончила школу и поступила в технический вуз учиться на инженера, очень удивилась, что в программе нет предметов, связанных с литературой, и не надо ничего читать.

— И перешла во взрослую библиотеку?
— Нет. С того времени книги я стала покупать или брать у друзей. Было такое издательство «Терра», которое рассылало каталоги. Я на них буквально молилась. Мы с мамой каждый месяц заказывали по нескольку книг.

У нас дома было вообще нереальное количество книг. Когда получалось съездить в Москву, я везла оттуда не продукты или одежду, как многие мои сверстники, а книги, которые покупала на книжных ярмарках. Везла  литературу чемоданами.

А потом мы отнесли все эти книжные залежи в букинистические отделы, как раз незадолго до того, как они позакрывались.

Вне популярной струи

— Получается, ты читала все подряд?
— В детстве — да, потом одумалась. Расскажу, что не люблю: любовные романы, научную фантастику про космос, фэнтези, альтернативную историю, философское занудство. Не читаю то, что считается модным. Одно время все увлекались Пауло Коэльо. Из принципа не прочитала ни одну из его книг.

Я не открывала Бориса Акунина, Захара Прилепина, Людмилу Улицкую. Меня отпугивает тот факт, что это модно. Может быть, потом когда-нибудь я что-то из их произведений почитаю. Когда пройдет истерика по поводу данных авторов. Но не сейчас. Пока же хочу найти свой мирок, вне общей популярной литературной струи.

— Как тебе современные книги? Они изменились?
— Я читаю в основном в электронном виде. Своим детям — а их у меня двое — покупаю книги бумажные. Но только качественные и проверенных авторов, поскольку не люблю современный подход к детской прозе, все эти новинки с минимумом текста и максимумом иллюстраций.

В погоне за прибылью издатели детских книг делают упор на картинки. Два предложения на странице и огромная иллюстрация, причем далеко не всегда красивая и по теме. Примитив! Уже и для подростков такие книги выпускают.

А шрифт! Мелкий уже не используют, зачем экономить объем, его должно быть, наоборот, побольше, все ради прибыли. Поэтому и книги прочитываются за пять минут.

И еще вызывает подозрение, а отсюда и нежелание читать, тот факт, что пишут сегодня все кому не лень. Появилось безумное количество писателей одного дня, всякие фантасты, детективщики, будто на конвейере их выпускают. Не понятно, сами они пишут или армия наемников делает это за них. Появились разные «мачо», выпячивающие в псевдопсихологических романах свое «я».

— А есть книги, которые ты перечитываешь?
— Нет. Только новое.

Зато, если вижу интересный фильм и узнаю, что у него есть литературная основа, обязательно ее найду и ознакомлюсь. И наоборот — если есть экранизация понравившейся книги, найду и посмотрю фильм.

— Есть примеры, когда экранизация оказывалась удачнее литературной основы?
— Есть, но они редки. Как правило, так бывает, если фильм снят по сценарию, написанному на основе рассказа. Если же это крупная литературная форма, кино практически всегда проигрывает.

— Что ты вкладываешь в понятие «главная книга»?
— Моя главная книга – та, которую я читаю в настоящий момент.

— Знаю, что на днях ты отправляешься в отпуск. Что возьмешь почитать в дорогу?
— Биографию Рахманинова.

10 КНИГ

1. Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита».
Прекрасный образец литературы! Читаешь и полностью погружаешься в то время. Сердце замирает от мистических сцен.
2. Василий Гроссман, «Жизнь и судьба».
Роман перекликается названием и структурой с толстовской эпопеей «Война и мир». Американская газета назвала его одной из величайших книг ХХ столетия.
3. Федор Достоевский, «Бесы». Достоевский — любимый русский классик. Это отнюдь не «чернуха», как некоторые думают. Ставлю автора в один ряд с Лесковым, Гончаровым, Куприным.
4.  Ганс Гейнц Эверс, «Альрауне». Мистика начала прошлого века. Один из самых классных романов об искусственно созданном существе. Всем, кого увлекает магический реализм, рекомендую к прочтению.
5. Генри Джеймс, «Женский портрет». Книга — типичный представитель качественного психологического романа. О подноготной человеческих поступков читать всегда очень интересно.
6. Генрик Сенкевич, «Камо Грядеши». Пожалуй, это единственная книга Сенкевича не о Польше. Для меня это образец хорошей исторической прозы, созданной после глубокой проработки архивных материалов.  
7. Марсель Пруст, «В поисках утраченного времени». Утонченная литература. Богатство языка, яркие метафоры, грациозные замысловатые фразы. Читаешь и наслаждаешься.
8. Иэн Бэнкс, «Воронья дорога». Натурализм. Книга не для слабонервных, в чем-то провокационная. В ней много насилия и безумных персонажей, несмотря на это, после прочтения получаешь заряд бодрости. Фантастику Бэнкса я не люблю. А провокационные романы — да.
9. Петр Гнедич, «Всемирная история искусств». Поскольку у меня второе образование — культурологическое, я люблю читать книги об искусстве. Гнедич — классик истории искусства. Популярная литература, понятная любому.
10. Тан Тван Энг, «Дар дождя». Эту книгу я читаю сейчас. Поэтому и включила ее в список.

Автор: Влад БЕЛЯКОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное