Владимир Волков: «Без чтения моя жизнь сложилась бы иначе»

Владимир Волков: «Без чтения моя жизнь сложилась бы иначе»

И.о. первого зампреда правительства, министра инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области о книгах

Никто из нас не станет иным, если проведет 20 тысяч часов в соцсети.  А вот  если мы  прочитаем  20 томов русской классики — точно посмотрим на мир по-другому.

И.о. первого заместителя председателя правительства, министра инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области Владимир Волков — о том, почему он читает «Мертвые души» в Китае, чему учит своих внуков и что для него стало самым неожиданным подарком на юбилей.

— Владимир Федорович, расскажите, вы рано начали читать? Какие книги любили?
— Я родился и вырос в деревне Кера Мокшанского района. Так странно вспоминать: когда учился в первом классе, у нас даже электричества не было, а в среднюю школу приходилось ходить за пять километров, в соседнее село.

В начальной школе у нас была библиотека — шкаф, доверху забитый книгами. К концу третьего класса я прочитал это все. Там было много сказок, рассказы Льва Толстого, Тургенева, повести Пушкина, стихи Лермонтова… Так я открывал для себя другой — большой мир. Причем я был обычным деревенским мальчишкой, не «ботаником» — много бегал на улице, наизусть знал все окрестности. Но всегда любил читать.

После восьмого класса я поступил в Кузнецкий техникум электронных приборов, в группе было двадцать с лишним человек, большая часть — городские ребята. Я довольно быстро понял, что ничуть не хуже их – не «отсталый». Может быть, я не знал каких-то бытовых вещей, но очень быстро это наверстал. А вот с точки зрения восприятия мира и знаний вообще точно не проигрывал. И это только из-за любви к чтению.

Таким, какой я есть, меня сделали и книги. Я рано осознал, что учителем может быть не только тот, кто вживую показывает, как и что делать, но и тот, кто об этом пишет.

— Создается впечатление, что без книг ваша жизнь сложилась бы иначе...
— Так и есть. Например, английский язык я выучил по книжкам. Я тогда был молодым отцом, укладывал своих ребят спать, а потом сидел над учебниками. Правда, пользовался аудио- и видеоуроками, которые к тому времени уже появились.

И бизнесу тоже приходилось учиться самому. В 90-е годы я, как и все, начал с нуля. Ведь как получилось: в понедельник Советский Союз был, а во вторник его не стало. И во вторник нужно было идти брать кредит в банке. А раньше никто этого не делал, потому что кредиты давали только государственным предприятиям.

Бизнес-профессию я освоил по книгам, других вариантов не было. Читал «Стратегию управления», «Управление персоналом».

Мне вообще нравятся науки о взаимоотношениях людей. Если я понимаю, как правильно общаться, то могу настроить подчиненного или коллегу на выполнение определенных задач, а заставлять — непродуктивно.

Поэтому сейчас и не читаю специализированных книг по привлечению инвестиций (да их, собственно, и нет). Моя дея­тельность напрямую зависит от науки общения с человеком. С китайцем будет одно общение, с турком — другое, с русским — третье.

Когда еду в командировку в новую для меня страну, читаю все, что связано с ее обычаями, повседневной жизнью людей или особенностями ведения бизнеса. Это просто чтобы представлять, как общаться. И открывается много интересного.

Вот, скажем, мы с вами можем обняться, хотя не очень знакомы, а для китайцев это недопустимо. Общаясь с турком, лучше не пятиться назад – это считается неприличным. Для них это тоже самое, что для нас человек, ковыряющий пальцем в носу. Если вы на ресепшене в китайском отеле подаете карточку одной рукой — это не нормально. Они ничего не скажут, но возьмут у вас карточку двумя руками. Такие вот особенности.

— Сколько и как вы читаете сейчас? Многие жалуются на то, что ритм жизни ускоряется и на чтение времени почти не остается...
— Я очень люблю бумажные книги, но возможности их читать мало. Ритм жизни на самом деле сумасшедший.
Многое закачиваю в айпад. Это удобно: читаю в поезде, самолете или дома – не нужно включать свет и беспокоить людей. Например, летишь в Китай 8–10 часов, без книг с ума можно сойти. Айпад всегда выручает. Но бумажные книги все равно вожу с собой. Командировки напряженные – и вечером разгрузить голову, прийти в себя и уснуть без книги сложно. Телевизор, Интернет или журналы не помогают, скорее наоборот.

Вот представьте: вокруг все китайское — еда, люди, улицы, язык, да даже сам воздух! И ты открываешь книгу, начинаешь читать Чехова в маленьком гостиничном мирке. Это как будто повидаться со своими!

Вообще, я консерватор. Часто перечитываю любимые книги, в основном классику. Дома в изголовье кровати у меня полка с книгами. Иногда я снимаю оттуда том не глядя. Потому что все авторы — мои любимые. Могу читать с любой страницы рассказы Пушкина, Лермонтова, О’Генри, Чехова.

А вот аудиокниги мне не особенно нравятся. Если это единст­венная возможность слушать (например, в машине), я ее использую. А когда есть выбор — читать или слушать, лучше читать, потому что тогда я сам определяю ритм, а в аудиоварианте мне его навязывают. Ведь смысл хорошей художест­венной книги, на мой взгляд, — получить не информацию, а эстетическое удовольствие...

— В советское время говорили, что книга — лучший подарок. Вы так считаете?
— В прошлом году на юбилей мне подарили два огромных пакета книг — несколько исторических романов, детективов и др. Представляете? (смеется) Люди знают про мою любовь к чтению.

Вообще, я сложно привыкаю к новому, в том числе и к книгам. А мне подарили произведения не известных мне авторов, я бы сам никогда их не купил. А так начал читать.

Кстати, я сам люблю делать себе «книжные» подарки. Во время командировок в Москву, если до поезда или самолета остается несколько часов, отправляюсь в книжный. Пешком. Это большой магазин на Тверской. Мне там нравится атмосфера – как в хорошем кафе или ресторане. Можно даже ничего не купить, просто пару часов походить, почитать книги. Но, как правило, все равно покупаю.

— А как вам современные направления литературы? Например, фэнтези.
— Не люблю, зато обожаю классическую фантастику, где техника является как бы фоном отношений людей в новом мире. Например, братьев Стругацких.

Читаю много профессиональных книг, научно-популярных – из серии «Наука и техника». Я по образованию инженер, и мне всегда был интересен мир протонов-нейтронов-электронов. Хочется же понять, как это все может работать, если нет какого-то Высшего разума. Почему у меня, у вас и у всех людей на земле стабильно поддерживается температура тела 36,6, если только кто-то не запро­граммировал, что это идеальная температура для белкового организма. Словом, вопросов по этой теме много, и она меня очень притягивает.

— Современные гаджеты...  Их обилие помогает или мешает вам жить?
— Гаджеты меняют жизнь, но я воспринимаю их довольно прагматично — использую в основном для работы. А вот у детей по-другому. Например, они верят, что тот, с кем они общаются через соцсети, — добрый, верный, настоящий человек просто потому, что он так пишет. Что говорить, на это попадаются даже взрослые люди, когда знакомятся в Интернете… А подростки могут разувериться в людях. И это страшно.

Но, например, мои внуки любят читать не только с айпада, но и бумажные книги. А старший внук любит еще и поговорить со мной «за жизнь», в том числе о литературе. Ему 15 лет, и зовут его, как и меня, Владимир Федорович Волков. Наверное, на него влияет мой образ жизни — о чем я думаю, как и что читаю. Говорят же, что бесполезно учить детей словами, нужно меняться самому. Они видят, что я постоянно с книгами — и тянутся к этому.

Недавно мой Владимир Федорович прочитал по школьной программе «Евгения Онегина». Я спрашиваю: «Что, заставили?». А он: «Дед, мне так понравилось...». Мы начали обсуждать книгу и не заметили, как прошло больше часа.

Вообще, мне кажется, не нужно сравнивать молодое поколение с нашим. Может быть, когда-нибудь они вообще перестанут читать, и это будет элемент роста. Я не считаю, что мои дети и внуки должны повторять то, что люблю я. Но мне нравится, что они читают.

Это как разговор на одном языке. Когда мы попадаем за границу, радуемся, если встречаем там русских. С книгами то же самое: когда общаешься с кем-то, кто любит читать, – это просто счастье.

Список книг

Ефим Пермитин. «Охотничье сердце»
Это одна из самых запоминающихся книг моего детства. Я сам вырос в деревне, в деревенской семье. Когда первый раз читал «Охотничье сердце», был ровесником героя, и мне были созвучны его мысли, его переживания. Книгу перечитываю до сих пор.

Виктор Астафьев. «Царь-рыба»
Впервые я прочитал эту повесть лет в 20, и она меня ошеломила — даже не столько содержанием, сколько языком. Подумалось: я ведь знаю все эти слова, но автор выстроил их так, что прямо мурашки по коже. Некоторые слова мне близки как деревенскому жителю — я их сейчас не использую, а там они есть. Они добавляют цвета, колорита в жизнь.

Теодор Драйзер. «Финансист»
Говорят, что в людях мы больше всего ценим и замечаем те качества, которых нет в нас. Это правда. Я по характеру не боец, и в герое Драйзера меня завораживает его способность сражаться с обстоятельствами до конца, до последней секунды, когда, казалось, все уже потеряно.

Николай Гоголь. «Мертвые души»
Очень люблю Гоголя, его слог — не только этот роман, вообще все творчество. «Мертвые души» у меня на особом положении. Я перечитываю эту книгу как минимум раз в год, последний раз — две недели назад, когда летел из Китая.   

Иван Тургенев. Сборник рассказов «Бежин луг»
В прозе Тургенева много любви. Для меня настолько близко все, что там описано… Это мир моего детства.
Этот сборничек постоянно лежит в моей командировочной сумке, перечитываю бесконечно… Это лучше, чем валерьянка. Когда день сложный, приходишь домой и голова шумит от избытка информации, итогов дня — начинаю читать «Бежин луг». И не нужны никакие таблетки.

Антон Чехов. Рассказы
Когда мы с кем-то из внуков едем на машине, порой я включаю диск с этой аудиокнигой. Если бы вы видели, с каким восторгом они слушают, как живо реагируют! В этом мы похожи — до сих пор наслаждаюсь Чеховым.

Алексей Толстой. «Петр Первый»
На меня всегда производят впечатление книги на историче­скую тему: когда за избитым, привычным восприятием государственных деятелей видишь живого человека. Как обычно говорят о Петре I? «Прорубил окно в Европу», «брил бороды», «жил в Европе» — такие избитые штампы… После этой книги смотришь на него другими глазами — это ведь так интересно!

О’Генри. Рассказы
Меня всегда привлекали книги о том, как живут люди в других странах. А США — это вообще другой мир. Описание Америки через людей, их жизнь, разговоры, бытовые ситуации… Это очень привлекает.

Джек Лондон. Рассказы
Его рассказы полны накала, борьбы страстей, столкновения разных характеров. Словом, он описывает ситуации, в которых тяжело — когда от отношений людей, их взгляда на жизнь зависит будущее. И этому умению находить общий язык, несмотря ни на что, можно учиться бесконечно...

Григорий Федосеев. «Тропою испытаний»
Эта книга попалась мне случайно, но стала очень дорога. Ее тоже перечитывал уже несколько раз.
Я увлекаюсь пейзажной фотографией, много работаю над ней, но никогда не использую фотошоп. Эта книжка — как будто без фотошопа. Она об экспедиции, которая находится в далеких от цивилизации местах и в силу обстоятельств сталкивается с массой непредвиденных трудностей. Их жизнь очень красивая, насыщенная — несмотря на то что в ней нет мобильного телефона и е-мэйла, красивой одежды и привычной нам обуви.

 

Читайте также:

Наталия Кугель: «Я не в пятой колонне — я в шестой палате»

Автор: Ирина БАЛАШОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER