В Пензе открылась выставка работ Ивана Шишкина

В Пензе открылась выставка работ Ивана Шишкина

Работы живописца взяты из хранилища Картинной галереи

Открытие выставки, которая получила название «Певец русского леса» приурочено и к 185-летию со дня рождения великого живописца Ивана Шишкина (он родился 25 января) и в продолжение празднования 125-летнего юбилея пензенской картинной галереи им К. Савицкого.

«Сосновый лес», «Лес-осинник», «Пруд» — эти и другие живописные шедевры взяты из хранилища галереи. Художник очень любил писать лес — тенистые дубравы, залитые солнцем сосновые боры, лесные просеки и чащи. Друзья в шутку называли его «лесовиком» или «царем леса», а известный реформатор театра Владимир Немирович-Данченко именовал его «Поэт природы».
Никто так не писал русский лес, как Шишкин — абсолютное совершенство в передачи величия, могущества и красоты русской природы.

— О Шишкине очень легко говорить, — рассказала начальник экспозиционного отдела Нина Санталова. — Его творчество восхищает, оно ярко, жизнерадостно, одухотворено, хотя на долю этого человека выпало много испытаний — безвременная смерть от болезней обеих жен, которых он очень любил, двух его сыновей. Несмотря на столь тяжелые удары судьбы, он остался «богатырем живописи», «певцом леса». Он был настолько дотошен в работе, что изучал каждую породу дерева. Его интересовала каждая травинка, цветочек, кора, мох. Рассказывают, что, когда он уходил на этюды в лес, он делал из пней сиденья и писал часами, начиная со времени предрассветного пробуждения леса и заканчивая сумерками, находя удивительные ракурсы. 

Каждая картина Шишкина имеет свою историю. Так, «Лес-осинник» художник подарил галерее за две недели до своей смерти. В ней выражена его огромная любовь к России. Картина полна света, радости, очарования, передает удивительное состояние русского леса, с которым не может сравниться ни один лес в мире. Глядя на нее можно услышать шелест листвы, пение птиц и журчание ручейка, почувствовать свежее дуновение ветерка.

Помимо живописных полотен (на выставке их восемь), в экспозицию вошли его 42 офорта, подаренные самим художником. Когда первый директор галереи Константин Савицкий принял коллекцию губернатора Николая Селиверстова, он просил своих друзей-художников присылать свои работы в Пензу, и Шишкин не скупился.

Иван Иванович был одним из первых мастеров в России, кто занялся гравюрой. Он внес большой вклад в развитие искусства офорта. Ему хотелось, чтобы рисунков с изображением русской природы было много, поэтому он избрал печатный способ гравюр на металле. Этим способом он получал до ста одинаковых по своему качеству и значению рисунков. Автор ставил свою подпись под каждым, потому что они имели одинаковую ценность. Причем, их уникальность состояла в том, что нельзя было ничего поправить, как в случае с карандашом или тушью, а значит ошибиться. Эти офорты свидетельствуют еще и о виртуозной технике художника.

Большая часть работ подарена музею самим Шишкиным, в галерею они поступили из рабочего фонда пензенского художественного училища в 1982 году.

У пензяков есть уникальная возможность увидеть работы великого мастера воочию. Ни одна коллекция из других провинциальных музеев России не сравнится с нашей. Ценнейшие гравюры очень редко выставляют, ведь они слишком хрупки, на них может повлиять температурный режим и освещение.

Выставка будет работать в течение месяца, а затем работы вновь вернутся в хранилище.

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER