В пензенском Музее одной картины поселился призрак

Это происходит во время иммерсивного спектакля-променада «Тени старинного дома»

В пензенском Музее одной картины поселился призрак

Знаете ли вы, что кроме известных полотен в Музее одной картины можно увидеть призрака? Тень монахини в длинном белом облачении появляется там вечерами. Это происходит во время иммерсивного спектакля-променада «Тени старинного дома». Это представление с эффектом погружения зрителя в происходящее действие. Нет сцены, а дистанция между играющими и внимающими порой совсем отсутствует – эффект сломанной четвертой стены.

Экскурсия, ставшая спектаклем

Приходилось ли вам во время спектакля вдыхать аромат яблок или греть лицо над горшочком картошки с зеленью, приготовленной самим Горюшкиным-Сорокопудовым? А вжиматься в холодную стену в доме полицмейстера, чтобы избежать столкновения с призраком? Нет? Значит, вы еще не видели «Тени старинного дома».

Ноу-хау театрального пространства прижилось на пензенской земле благодаря сотруднику туристско-информационного центра Пензенской области Ольги Белугиной.

– Я видела иммерсивные представления в столице и мечтала в Пензе сделать что-то подобное, – признается Ольга.

Звезды сошлись. В январе этого года Ольга осмелилась предложить написать сценарий для будущего представления известному пензенскому сценаристу Ларисе Трушиной. Та с удовольствием согласилась. Режиссером (а потом и одним из исполнителей) стал актер пензенского драматического театра Павел Тачков. Уже в середине июня первые зрители смогли стать участниками мистического действа с элементами краеведения.

– Мы хотим не просто вызвать эмоции у приходящих на спектакль, но и напомнить историю Пензы, – объясняет Лариса Трушина.

Вообще-то сначала планировалась иммерсивная экскурсия по зданию Музея одной картины. Но его история настолько интересна, что просто рассказывать о владельцах и гостях особняка на бывшей Троицкой авторам проекта показалось мало. Они оживили их!

Много фактов, отраженных в спектакле, почерпнуты из книги Александра Дворжанского «Улица Троицкая». В частности то, что домом владел не почтмейстер, а полицмейстер, что в Пензу привозили монахиню царского происхождения, умершую через четыре дня после приезда.

Но в ткань театрального повествования авторы вплели мистику. И вот уже под раскаты грома по комнатам бродит призрак необычной послушницы женского монастыря, пытающейся разобраться, чья она дочь.

Пирожки от Анисьи

Особенность иммерсивных спектаклей в том, что в действии есть участник, который не является героем истории, но в определенный момент передвигается, разговаривает со зрителями. В «Тенях старинного дома» это тетушка Анисья. Вы не знаете ее? Это же последняя владелица особняка Анисья Мареева. Какие она пекла пирожки! Вся Пензе на них съезжалась.

Не отстает от исторического прототипа и Анисья театральная. Ее выпечку все гости пробуют в финале. Ну а в ходе представления она – связующая нить между реальным и сыгранным миром. Помогает проследовать из комнаты в комнату. Комментирует происходящее, преподносит угощения.

Один из главных героев спектакля-променада – известный живописец Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Он тоже часто бывал в доме на Троицкой и создавал свои работы в саду при особняке. Об этом рассказали внучки реальной Анисьи, которые не раз приезжали в бывшее родовое гнездо и делились воспоминаниями о художнике.

Измененное пространство

Те, кто бывал в Музее одной картины, знают, что здание-то не так уж и велико. Но когда перемещаешься с героями спектакля с этажа на этаж, из комнаты в комнату, кажется, что ходишь по дому, в котором как минимум десяток комнат. Ведь помещения преображаются до неузнаваемости благодаря свету (или его отсутствию) и звуку: помимо фонограмм представление сопровождается живой игрой скрипки Ирины Федотовой. Да и зрителей всего 15 человек (к слову, столько же, сколько в группе, задействованной в организации действа).

Неудивительно, что спектакль-променад быстро стал популярным. Причем не только у пензенцев, но и у гостей города. Здесь были зрители из разных городов России и даже из Америки. Гостей завораживает антураж спектакля, блестящая игра актеров театра драмы Павла Тачкова, Сергея Дрожжилова, Юлии Черемухиной, Дарьи Шнейдер и Ольги Белугиной, перевоплощающейся в тетушку Анисью.

Создателям важно, что люди не просто смотрят, но исподволь приобщаются к истории Пензенского края. Так что спектакль вносит вклад в туристическую привлекательность региона. Авторы говорят, что следующее творение тоже будет о Пензе. Ждем.

А чья же все-таки дочь монашка Анна? Не буду рассказывать. Разгадайте тайну сами, посмотрев «Тени старинного дома».


Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER