В Пензе показали отложенный из-за карантина спектакль про чуму

В Пензе показали отложенный из-за карантина спектакль про чуму

Спектакль «…Чума на оба ваших дома» стал одним из самых ярких театральных представлений, показанных на сцене Пензенского драмтеатра за последние полтора-два года.  В нем воедино слились и гениальность Григория Горина, автора пьесы, и талант молодого, московского режиссера Александра Баркара, и мастерство пензенских артистов.

Публика с восторгом приняла спектакль, в финале зрители дружно поднялись со своих мест и долго не отпускали  артистов, щедро осыпая их цветами и овациями. Возможно, на обострение чувств повлияло долгое ожидание, ведь со дня окончания репетиций до премьеры на сцене прошло 203 дня. Но скорее всего публику шокировало предсказание о нашей сегодняшней жизни, которое обнаружилось в пьесе, сочиненной в начале 90-х. В спектакле «…Чума на оба ваших дома» доминируют те же эмоции, которыми больны люди, перенесшие весеннюю самоизоляцию. 


Поколение коронавируса

Когда-то мы думали, что наше поколение полетит к Марсу, к звездам, но все произошло не так: в 20-х годах XXI века мы стали поколением коронавируса.  

Вы заметили, какими сделались люди после самоизоляции? Повсюду, в транспорте, в магазинах, в госучреждениях возникают беспричинные ругань и склоки. Таким образом, люди пытаются выплеснуть свои прошлые страхи и сегодняшнюю неуверенность в будущем, ведь СМИ то и дело сообщают, что число заразившихся увеличилось, и никто не знает, что с этим делать. 

Пьеса «…Чума на оба ваших дома» разделена на части не только антрактом, но и эпидемией, которая разразилась в Италии. В первой части все веселились, танцевали, шутили, и даже два враждующих семейства пытались найти общий язык. Во второй части  все изменилось. Злоба и ненависть захватили общество, и хотя эпидемия уже закончилась, стало уже не до танцев…

Григорий Горин попробовал пофантазировать о том, что могло произойти с семействами Монтекки и Капулетти после смерти Ромео и Джульетты.

Согласно фантазии драматурга, герцог Вероны Бартоломео делла Скала (его играет Альберт Ибраев) весьма обеспокоен событиями, творящимися в итальянской элите. Поразмыслив, он велит семействам, виновным в смерти своих детей,  немедленно породниться. Но в том и заключается комедия: каждая семья решила принести в жертву не самых лучших своих представителей, а тех, кого не жалко отдать бывшим злейшим врагам. Кандидат от клана Монтекки — дальний родственник, хромой и косой, а невеста от семьи Капулетти ждет ребенка, отец которого неизвестен. Но вдруг обе «жертвы» — Розалина (Марина Матвевнина и Елена Ушкина) и Антонио (Николай Потапов) влюбляются друг в друга. И это хорошо! Пусть женятся! Так будет выполнен приказ герцога, который уже начал стращать родственников Ромео и Джульетты арестами и прочими неприятностями. Но вдруг выяснилось, что Антонио женат, и свадьбу пришлось отложить. А потом вспыхивает эпидемия. 

Вирус принес в общество озлобление. Кланы Монтекки и Капулетти все-таки объединяются,  но уже на почве ненависти к влюбленным. Антонио и Розалину, которые смогли соединить свои сердца, несмотря на карантин, убивают. Причем очень жестоко. 

Жестокость в обществе — это следствие карантина, и многие люди вдруг обнаружили эту горькую правду в веселой и ироничной пьесе. 


Двойственность действительности

Самоизоляция породила странный опыт, когда между карнавалом и войной нет, в сущности, никакой разницы нет,  когда карнавал и трагедия сосуществуют нераздельно и неслиянно. Уже достаточно много людей прочувствовало двоящуюся интонацию современной жизни, когда хорошее решение вдруг оборачивается злом, а жизненная ситуация может в один момент поменять знак с положительного на отрицательный или наоборот. Пьеса на отвечает на вопрос «что делать?», но она очень точно сканирует нынешнюю российскую социальную ситуацию, хоть и рассказывает о средневековой Италии. 

Но с другой стороны, чувства в карантин обостряются, и если бы не опыт самоизоляции (пусть даже негативный опыт), реплики в постановке воспринимались бы иначе, более спокойно, без фейерверка взрывных  эмоций.

Мастер реальности   

В финале спектакля герцог Вероны, горестно присев в углу сцены, пытается перефразировать знаменитую фразу из Шекспира:  «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Розалине и Антонио…» Потом машет рукой: не получается. И рифма не ложится, и ритм неудачный. Мы готовы подсказать герцогу фразу: «Нет повести печальнее о карантине, чем повесть об Антонио и Розалине…» 

Но в чем проблема? Что не получилось? Не только рифма. Дело в том, что автор и герои пьесы пытаются найти Непобедимого Героя, Мастера Реальности, который был бы в состоянии решить все насущные проблемы. Таким героем, кажется, может стать Антонио. Он находчив, остроумен, смел, не стремится следовать правилам, а потому побеждает в самых сложных ситуациях. Но Антонио в структуре пьесы выполняет роль Трикстера, то есть хулигана, вносящегося сумятицу в идущую своим чередом повседневную жизнь, но с ролью Героя не справляется. В итоге и его, и Розалину убивают. 

Но монах-францисканец Лоренцо (Владислав Матюкин), тот самый, который тайно повенчал Ромео и Джульетту, уверяет, что вроде бы Антонио и Розалина спаслись, убежали, уехали куда-то далеко-далеко и прожили свою жизнь в радости.  Хочется верить, что и современные проблемы, связанные с коронаврусом, исчезнут, испарятся, как дым, и жизнь наша снова будет мирная и счастливая.


Театр зажигает звезды

В ходе спектакля было огромным наслаждением следить за игрой Николая Потапова, Анны Арзямовой, Владислава Матюкина, Альбера Ибраева, чей талант раскрылся удивительным цветком. 

Глядя на Синьору Капулетти, изящную и элегантную, понимаешь, что эту роль может исполнить такая же элегантная актриса, какими являются великолепные Вера Дупенко и Наталья Старовойт, меняющие друг друга в разные дни. 

Интересно было наблюдать, как развиваются амурные отношения двух слуг, представляющих разные кланы. Их играли Юрий Землянский и Анна арзямова. Удивительная нежность исходила от двух врагов-любовников. Они представляли собой живой пример глупости сеньоров. Если бы их поженили, то проблемы кланов автоматически разрешились бы. Правда, и пьесы тогда не было бы.

Дуэт Синьора Монтекки (Николай Шаповалов или Павел Тачков) и Синьора Капулетти (Сергей Пахомов или Евгений Панов) получился настолько переполненным эмоциями, что казалось, вот-вот начнутся взрываться софиты в зале, то есть те предметы, на которых в первую очередь может воздействовать идущая со сцены энергетика. 

Да и новые артисты Степан Тусюк и Александра Гусева, пришедшие в этом году, настолько хорошо вписались в труппу, что кажется, будто работают здесь уже давно. 

Ближайшие показы спектакля «…Чума на оба ваших дома» пройдут 11 октября (воскресенье) и 22 октября (четверг). Цена билета — от 250 до 500 рублей.



Автор: Владимир МАРОЧКИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER