В Пензе подвели итоги фестиваля Архангельского 2024

Расскажем, кто получил Гран-при

В Пензе подвели итоги фестиваля Архангельского 2024

В Пензе прошел III Всероссийский хоровой фестиваль имени А.А. Архангельского для регентских отделений духовных учебных заведений Русской православной церкви.

«…И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом» – свидетельствует «Повесть временных лет». Восторг от православного богослужения в византийском храме, испытанный послами князя Владимира, стал не основным, но все же немаловажным фактором при выборе веры для Руси. 

DSC_3764.jpg

В самое сердце

Этот фрагмент летописи наверняка вспомнился многим, кто был 28 мая на литургии в Спасском кафедральном соборе Пензы, которую совершили три архиерея – митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, епископ Кузнецкий и Никольский Назарий, епископ Сердобский и Спасский Митрофан, и слушал, как поет сводный хор участников III Всероссийского хорового фестиваля. 350 исполнителей из 13 регионов России возносили молитвы Господу. Момент исторический – такое многоголосье в Первохраме еще никогда не звучало. Невероятное по красоте и мощи пение проникало в самое сердце – действительно, моментами казалось, что ты отрываешься от земли и воспаряешь в небеса. «Как будто ангелы поют», – делились потом впечатлениями прихожане собора. 

И даже не верилось, что исторической литургии предшествовала всего одна репетиция, о чем рассказала регент сводного хора, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии Раиса Гундяева – племянница Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: 
– Мы быстро поняли друг друга, и хор зазвучал так, как надо. Профессионализм исполнителей, прекрасная акустика храма, единение душ – все совпало милостью Божией. 

DSC_3771.jpg

По словам первого проректора Пензенской духовной семинарии протоиерея Николая Грошева, несмотря на то, что в разных регионах сложились свои традиции и целые школы церковного пения, в последние десятилетия удалось создать исполнительский стандарт, в котором единообразие не растворяет и не поглощает отдельные колоритные детали хорового искусства тех или иных коллективов. 

Своя традиция

Программа фестиваля, проходившего 27 по 31 мая при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, была насыщенной и разнообразной – лекции, мастер-классы, круглые столы, прослушивания коллективов. Высокий уровень и масштаб мероприятия отметили все гости. 

DSC_3846.jpg

Любопытно, что, признавая бесспорное мастерство хоров из Москвы и Санкт-Петербурга, а также особо выделяя казанскую и ярославскую исполнительские школы, участники сказали много лестных слов о певчих Пензенской духовной семинарии, где имеется свое регентское отделение. 

– В Пензе уже сложилась своя традиция певческого регентского мастерства, – отметила профессор Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского Оксана Шелудякова. – Это стало возможным благодаря богатейшему наследию вашего земляка, выдающегося русского духовного композитора и хорового дирижера Александра Андреевича Архангельского. Нынешний фестиваль – возможность во всей полноте воспринять его личность: и как деятеля духовной культуры, и как блистательного дирижера, и как общественного деятеля. Ведь, помимо всего прочего, именно Архангельский создал первое в России благотворительное общество для регентов и певчих, был председателем первого съезда регентов и певчих в 1908 году. 

DSC_4171.jpg

Кульминацией фестиваля стал гала-концерт участников, прошедший в минувший четверг в Пензенской областной филармонии. Зрители вновь смогли услышать исполнение сводного хора в составе более 300 человек – на этот раз был представлен концерт Архангельского «Блажен разумеваяй», написанный на текст 40 псалма Псалтири.

Гран-при фестиваля был присужден камерному составу смешанного хора Санкт-Петербургской духовной академии.

DSC_4240.jpg

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER