Там каждый человек — предатель: впечатления о «Бесприданнице» зареченского ТЮЗа

Спектакль о мире без любви и о том, как умирает солнце в холодной воде 

Там каждый человек — предатель: впечатления о «Бесприданнице» зареченского ТЮЗа

О спектакле «Бесприданница» зареченского ТЮЗа, вошедшего в 2018 году в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая маска», я была наслышана давно. Пьеса великого Александра Островского уже пять лет не сходит со сцены, пользуясь неизменным успехом зрителей. Только вот увидеть постановку было проблематично из-за того, что Заречный является закрытым городом. Но на днях мне посчастливилось попасть туда и, наконец, открыть для себя ранее неизвестное прочтение любимого произведения в постановке пермского режиссера Андрея Шляпина.

Синоним безысходности

Островский в своей пьесе бичует пороки современного ему общества — безнравственность, эгоизм, жажду наживы, сословные предрассудки, раскатавшие дорожным катком судьбу славной девушки Ларисы Огудаловой. Все это есть и у Андрея Шляпина. Но, может быть, из-за того, что спектакль камерный, с минимальным набором действующих лиц и декораций, герои показаны более выпукло, очень близко к зрителю, пафос произведения воспринимается не как «энциклопедия русской жизни», а как трагедия отдельно взятой семьи, волею обстоятельств оказавшейся не в то время и не в том месте. И от этого еще страшнее.

«Бесприданница» Шляпина — о двух слабых и беззащитных женщинах, над которыми, как стервятники, кружат четверо сильных (или считающих себя таковыми) и безнравственных мужчин, скрывающих свою порочную натуру под маской заботливости и искреннего участия в судьбе обедневшей вдовы и ее дочери.



С первых минут спектакля зритель окунается в суровый и непроглядный мир вокруг Хариты Игнатьевны и Ларисы Огудаловых — свет на сцене выставлен так, что, кажется, героини живут в бесконечных сумерках. Бедная обстановка в некогда большом гостеприимном доме, решетчатые чугунные ворота, напоминающие клетку в зоопарке, откуда не вырваться. Ничего не осталось от цыганского табора, в котором, как говорит Лариса, было весело. И вокруг вода, в которой никогда не отражается солнце — тоже синоним безысходности.

А где-то степенно и цинично рассуждают о «ловкой», любящей «пожить весело» Харите Игнатьевне и «простоватой» Ларисе богатые купцы Кнуров и Вожеватов, проносится воспоминанием валяющий ваньку «блестящий барин» Паратов, разбивший сердце главной героини, и таится «смешной человек» Карандышев, ее нынешний жених.

И как только на сцене появляется Лариса в исполнении Татьяны Ивановой — тонкая, хрупкая, как веточка — сердце невольно сжимается в предчувствии беды. Нет, не выжить ей в этом карнавале моральных уродов.


Ангела убили

И режиссер, и актеры рисуют своих персонажей широкими, грубыми мазками, не стараясь сделать зло, как это часто принято, привлекательным. Чтобы ни у кого не осталось сомнений — эти люди не знают ни любви, ни жалости, и деньги здесь ни при чем. Им просто нравится играть жизнями добрых, доверчивых и искренних людей. Действительно, как куклами.

Паратов в исполнении артиста Пензенского областного драматического театра Юрия Землянского не поет романсов и особо не старается быть обаятельным — расчетливый, опасный, он холодно манипулирует несчастной Ларисой ради сиюминутного удовольствия.

«Сладкая парочка» Кнуров (Владимир Кшуманев) и Вожеватов (Сергей Скворцов) — походя, между делом, решают игрой в орлянку, кто из них возьмет главную героиню в содержанки. У них недобрые, равнодушные лица хищников, которые уже предвкушают, как сожрут свою жертву.

И Карандышев (Александр Рожков) здесь нисколько не смешон — страшен, как затаившийся маньяк. В его отношении к Ларисе нет ни проблеска любви, ни просто душевного тепла. Он в предчувствии того, как отыграется на ней после свадьбы за обиды и унижения, причиненные ему разными людьми в разное время. Собственно, уже начал, постоянно попрекая ее прошлым.



А вот Харита Игнатьевна не так однозначна. В исполнении Натальи Кучишкиной это несчастная, недалекая и все еще привлекательная женщина, отчаянно боящаяся нищей старости. Совсем не проворная и ловкая, а, скорее, пытающаяся казаться такой, и жалкая в своем стремлении устроить помпезную свадьбу дочери, не имея на это средств и выпрашивая деньги у богатых покровителей. К тому же, тайно влюбленная в Кнурова (любопытный поворот).

И только Лариса — красивая, нежная, с тонкой измученной душой. Татьяна Иванова изначально преподносит свою героиню как человека обреченного и знающего об этом еще до внезапного появления того, кто уже однажды сломал ей жизнь. Она точно знает, что впереди ее не ждет ничего хорошего: хоть и готова стать ласковой и внимательной к нелюбимому Карандышеву, но не может переступить через себя, потому что чувствует, с кем на самом деле имеет дело. И подсознательно боится жениха…



Ее побег с Паратовым — не просто отчаянный поступок влюбленной женщины, которую вновь поманили призрачным счастьем, а последняя попытка спастись от уготованной участи. Но и своему искусителю Лариса до конца не верит, понимая, что ее надежда эфемерна. Поэтому и не задает ему вопроса, который присутствует в оригинале пьесы: «Сергей Сергеич… вы мне скажите только: что я — жена ваша или нет?».

А ведь каким бы счастливым Лариса могла сделать человека, который полюбил бы ее всей душой! Но в окружающем ее мире нет места любви. «Мы ходим средь ужасной высоты. Залито небо красной кровью…» — поет она свою последнюю песню.

Ангела убили. И кровь его — на всех персонажах пьесы.

Ларису мне было жалко до слез. Спектакль зареченского ТЮЗа, как никакие другие версии «Бесприданницы» — плач об убитом ангеле. Если будет возможность — обязательно посмотрите его!



Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке