Студия «Арлекин» представит Пензенскую область на театральном фестивале

Коллектив будет представлять наш регион на фестивале уже во второй раз

Студия «Арлекин» представит Пензенскую область на театральном фестивале

Зареченская театральная студия «Арлекин» представит Пензенскую область на окружном фестивале «Театральное Приволжье» — заслужила!

Постановка «Нежнее нежного» Н. Кучишкиной и С. Жидковой победила в номинации «Детские театральные коллективы» на региональном этапе. 

Как все начиналось

Примечательно, что коллектив будет представлять наш регион на фестивале уже во второй раз. В 2019 году они завоевали это право спектаклем «Проданный смех» и вошли в пятерку лучших. А руководитель студии  Наталья Кучишкина победила в номинации «Лучший режиссер».

Студия «Арлекин» была создана при Зареченском ТЮЗе. В 1993 году театр получил официальный статус, его актерам, вышедшим из самодеятельности, требовалось профессиональное образование. 

Одна из участниц труппы – Наталья Кучишкина – отправилась учиться по целевому направлению в Московский университет культуры. Курс был смешанным – актеры и режиссеры. И в процессе обучения предпочтения актрисы поменялись – она выбрала режиссуру. 

Тетар1.jpg
Ее дипломным проектом стал спектакль «Снежная королева» по Евгению Шварцу, где много детских ролей. Наталье хотелось, чтобы в постановке играли именно дети, а не переодетые взрослые. Это и была главная мотивация при создании театральной студии.

– Обычно в ТЮЗах детей играют актрисы-травести или молодые люди, а мы хотели, чтобы детские роли исполняли дети – так, как исполняют профессиональные актеры, – объяснила Наталья Александровна. – Но юным актерам нужна подготовка, чтобы они могли говорить, держаться свободно, раскрывать свои способности. Наша цель – находить таланты и раскрывать.

В чем уникальность 

Студия «Арлекин» начала работу в 1999 году. Первый набор был небольшой – 10–11 человек – и состоял из детей актеров и друзей театра. Сейчас в студии 57 детей. 

С тех пор Зареченский ТЮЗ сам готовит себе кадры. Актеры Т. Иванова, В. Гришкин, Н. Давыдова, К. Денисова и многие  другие вышли из «Арлекина». 
Дети студии играют наряду с профессиональными актерами театра, а затем, получив образование, сами становятся профессионалами. Выпускники студии в дальнейшем поступают в театральные вузы по всей стране и связывают свою жизнь с театром. 

В студии детей учат сами актеры и сотрудники театра. Пластике и хореографии – О. Тришкина, актерскому мастерству – А. Тихомирова, сценической речи – С. Жидкова, сценографии – О. Афонина, с вокалом помогает Мария Захматова. 

– Уникальность в том, что мы не теоретики. Отыграли спектакль – пошли учить воспитанников. А дети сразу после получения знаний выходят на сцену. Так они быстрее понимают, что такое театральное пространство и как в нем существовать, – рассказала руководитель студии.
За 24 года «Арлекин» выпустил более 30 спектаклей и получил множество наград разных уровней. 

«Нежнее нежного»

Это поэтический спектакль. В нем главенствуют  звучание слов и возникающие образы. Такая форма более сложная для восприятия и подачи, в отличие от драматургии, где есть завязка, кульминация и развязка. 

Поэтический спектакль – это другой язык, другая плоскость существования. Слово «понимать» здесь не совсем уместно. Поэзию нужно слышать, чувствовать и сопереживать.  

театр 3.jpg

Все актрисы спектакля – девушки с тонкой душевной организацией. Стихи они выбирали сами. Им дали всего несколько установок:  должен быть Серебряный век, стихи от женского лица и они должны находить отклик в душах актрис. Вот так – коротко и очень непросто. 

– Было интересно находить связующие нити, создавать перетекание из стихотворения в стихотворение. Образы девчонок создавались из  материала, который они выбирали, – рассказывает Наталья. – Мы с педагогами пытались соединить это в единый образ. О времени, о девушке. Как это – быть поэтом в период перемен, в  эпоху, когда рушатся устои и возникает пустота. Каково быть лидером? Что важнее – Родина или любовь? Там много таких вопросов без конкретных ответов.

Этот спектакль нужно смотреть близко к сцене. Должна быть возможность не только слушать, но и следить за движениями рук, за взглядами. Видеть конфликты и поддержку между актрисами. И тогда, присмотревшись и отпустив себя, многое становится понятным, появляются  мысли, которые уводят вглубь себя и могут вернуться мурашками, слезами или другими проявлениями. В этом спектакле есть некая «магия», энергия, которая будит твою энергию. 

«Нежнее нежного» – это учебный спектакль. И, как многие подобные, уходит вместе с выросшими детьми. Возможно, он еще будет ставиться несколько раз. Но если есть желание увидеть его вживую – медлить не стоит.


Автор: Максим БУДАНОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER