Рецензия на спектакль «Олеся» (2025) зареченского ТЮЗа: Затерянные в ведьмином круге

На сцене зареченского ТЮЗа наворожили «Олесю» – спектакль по одноименной повести Александра Куприна

Рецензия на спектакль «Олеся» (2025) зареченского ТЮЗа: Затерянные в ведьмином круге

«Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил». Знаменитые слова монолога Нины Заречной из чеховской «Чайки» могут послужить эпиграфом к спектаклю Натальи Кучишкиной, инсценировавшей повесть Куприна «Олеся» (12+) в ТЮЗе города Заречного. С той разницей, что главный герой не просто пришел, а прямо-таки вломился в чужой, недоступный его пониманию мир и неудачно попытался прогнуть его под себя, сломав жизни своей юной возлюбленной и ее бабушки. За что и поплатился, дойдя до крайней точки отчаяния. 

Страшный сон Ивана

История нежной и трагической любви городского барина и прекрасной колдуньи из малороссийского Полесья в этой версии приобретает черты классического фолк-хоррора. С первого акта зритель погружается в темную, зловещую атмосферу то ли ветхого деревянного дома, то ли номера в дешевой гостинице.

Молодой мужчина собирается свести счеты с жизнью – мрак и ужас терзают его душу. Уже сунув голову в петлю, он понимает, что не готов совершить последний роковой шаг. Схватившись за голову, бросается в отчаянии на постель, вдруг слышит жуткий скрип двери, из-за которой появляется чья-то рука… Тени прошлого накрывают Ивана Тимофеевича – так зовут героя.

DSC_1831.jpg
Режиссер-постановщик Наталья Кучишкина назвала свой спектакль в одном действии воспоминанием. Все, что в нем происходит – попытка главного персонажа понять и переосмыслить один эпизод из своей жизни, случившийся несколько лет назад и оставивший глубокий след в его сердце.

– Его воспоминания одновременно светлые и горькие. Да, с легким флером хоррора, потому что так заложено автором повести. Мы четко следовали букве Александра Ивановича Куприна, – уверяет режиссер. – Благополучный молодой человек, горожанин, вдруг попадает в темное Полесье, где люди утонули в суевериях, в них заложен первобытный страх перед чем-то инородным, резко выделяющимся из привычного круга. А мы помним, что заглавная героиня и ее бабушка считаются в народе ведьмами – оттого их чураются и ненавидят. Наверное, у сельчан все же есть для этого основания.

DSC_1802.jpg
Зато прекраснодушный Иван, этакий большой мальчик с незамутненным взглядом (его роль исполняет Никита Хайкин), узнав о существовании столь экзотических созданий, приходит в неописуемый восторг и во что бы то ни стало стремится познакомиться с ними. А ведь слуга Ярмола (Михаил Тихомиров) его предупреждал: не стоит этого делать. 

Не то, чем кажется

Как в повести, так и в спектакле главными злодеями оказываются не прекрасная Олеся и жутковатая Мануйлиха, а те, кто отверг их, выгнал из села на болота и сжег «ведьмачье кубло». Кудесница леса в исполнении Кристины Андрейчук – диковатая девочка-подросток, простая, неграмотная, но обладающая врожденным благородством и интеллигентностью. В меру веселая, живая и готовая раскрыться на любовь и ласку. Да и Мануйлиха (Анна Тихомирова), согбенная, прячущая лицо и неприветливая к чужакам – в сущности, нормальная бабушка, стремящаяся уберечь внучку от злых людей, от грозящей опасности, которую почувствовала сразу, как незваный гость появился у порога ее хибарки. Свою любимицу одевает в яркий красный сарафан и вышиванку – Олеся словно цветок мака.

DSC_1920.jpg
И каким контрастом смотрятся на их фоне Ярмола, его жена и дочь (Людмила Кучерявенкова и Татьяна Иванова), олицетворяющие всех жителей деревни! Именно они вызывают инфернальный страх, ощущение непрерывного ночного кошмара. Ужаса добавляют даже их костюмы – художник Оксана Афонина облачила семью Ярмолы в черно-бело-серые, похоронные тона.

Куприн в повести упоминает о том, что сельчане жили бедно, но в спектакле одежда явно подчеркивает убогость души и злое начало в людях. Именно они являются настоящими ведьмами и
ведьмаками, несмотря на то, что вроде в Бога веруют и в церковь регулярно ходят. 

Кто виноват?

И все же главным виновником развернувшейся драмы, которая чуть не закончилась гибелью Олеси, пусть невольно, оказывается Иван. Он разворошил осиное гнездо, до того подчинявшееся строгому привычному распорядку.

DSC_2079.jpg
Внутренне незрелый, с юношеским максимализмом пытающийся изменить мир к лучшему, по-детски любопытный, герой влюбляет в себя Олесю, привораживая не хуже опытного колдуна. Если юная «ведьма» только раз применяет к нему чары, и то, с согласия самого Ивана – делает так, что он падает на ровном месте – то сам он действует иначе. Выказывает неподдельный интерес к ее жизни и мировоззрению, восхищается, говорит комплименты. И не замечает, как влюбляется. Попутно пытаясь изменить любимую и заставляя пойти против предназначенной судьбы.

– Мой герой строит несбыточные планы, фантазирует о том, как женится на Олесе. Но он слабый, нерешительный человек, – отзывается о своем Иване Никита Хайкин. – Даже если бы не случился тот роковой поход Олеси в церковь, после которого ее чуть не убили, и им с бабушкой пришлось бежать неведомо куда, любовь героев была обречена. Не смогли бы они быть вместе,
слишком большая пропасть между ними, общество того времени никогда бы не приняло полесскую дикарку. Иван такую ношу долго не потянул бы.

DSC_2106.jpg
Олеся предсказала ему ту страшную минуту, когда любимому жизнь станет настолько немила, что он готов будет полезть в петлю. И то, что не решится погубить свою душу. И, судя по всему, обоим счастья не видать. Красные бусики Олеси, оставленные на память Ивану, рвутся и превращаются в огромные капли крови, которые будут вечно сочиться в его сердце.

DSC_1979.jpg

DSC_2094.jpg

DSC_2182.jpg

DSC_2122.jpg


Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER