Промышленный туризм: куда в Пензенской области поехать за новыми впечатлениями

Оказывается, таких мест можно по пальцам посчитать. А жаль...

Промышленный туризм: куда в Пензенской области поехать за новыми впечатлениями

Чтобы привлечь туристов, каждый регион старается найти у себя природные красоты,  интересные исторические места. И этим ограничивается. А такое направление, как промышленный, или индустриальный туризм, пока из поля зрения организаторов уплывает. 

Окно в индустриальный мир

В Европе, особенно в Германии, люди платят немалые деньги, чтобы увидеть не только, допустим, как собирают знаменитые на весь мир автомобили, но и как льют сталь на металлургических заводах, делают колбасу или шоколадные конфеты. И на удовлетворение этих запросов работают целые туристические агентства!

А уж сколько туристы привозят из азиатских стран фотографий, где запечатлено, как в мастерских они постигают таинство создания керамических кувшинов, и не сосчитать…

В России же индустриальный туризм едва превышает один процент от всего туристического рынка. И это сегодня, когда мир пришел в движение и все куда-то едут в поисках новых впечатлений!   

Здесь варят чугун

Еще в 30-е годы в Советском Союзе существовало вполне успешное государственное экскурсионное агентство, которое предлагало всем желающим путевки на посещение заводов и фабрик в разных частях страны. 

Правда, в то время люди стремились набраться не столько впечатлений, сколько опыта,  чтобы применить его в своих регионах. Но и зрелищная составляющая, конечно, была. Сейчас в России открыты для туристов лишь несколько десятков предприятий — в основном пищевой промышленности. 

Но есть исключения. Например, гостей принимают на Горьковском, Волжском и Камском автозаводах. Не чураются туристов Челябинский трубопрокатный и Магнитогорский металлургический заводы, Калининградский янтарный и Белгородский горно-обогатительный комбинаты и несколько морских верфей. 

Рада туристам и столица отечественного комбайностроения — завод «Ростсельмаш» в Ростове-на-Дону, где я побывал несколько лет назад. Там прием туристов поставлен на поток. С целью знакомства с производством в цехах построены специальные маршруты, работают экскурсоводы, выпускаются сувениры. И, надо сказать, дело поставлено так, что даже при пересечении нескольких экскурсионных групп это нисколько не мешает рабочему процессу.

Отстаем от тенденции

Большинство предприятий, на регулярной основе развивающих индустриальный туризм, расположены в Приволжском федеральном округе. Но наша область в этом деле явный аутсайдер... 

У нас только один раскрученный объект, на который можно купить путевку в турагентстве,  это завод по производству воды «Кувака» в Каменском районе. Сами экскурсии недорогие — 150–200 рублей. Но с дорогой из Пензы (через агентство) — это будет в среднем плюс тысяча.

Намечается организация поездок на предприятие по выпуску кленового сиропа в Бекове. 
— Открытость производства как нельзя лучше влияет на узнаваемость и популяризацию бренда. По этому пути идет весь мир, — говорит руководитель ООО «Пензенские кленоварни» Иван Меркулов. — За рубежом в развитие такого вида туризма вкладываются огромные деньги.

В Бекове для гостей подготовлен Дом кленовара, где собрана информация о технологии производства сиропа. Есть дегустационный зал. А в сезон сбора кленового сока для туристов открыто посещение рощи, опутанной системой сокопроводов.
 
В прошлом году производство посетило несколько сотен человек.   
— Конечно, затраты на организацию приема гостей есть, но они не идут ни в какое сравнение с задачей успешного продвижения нашего продукта, — заключает Меркулов. 

Неохотно, но принимают гостей небольшие стеклодувные предприятия в Никольске, кузнечные — в Кузнецке и Пензенская кондитерская фабрика. Однако с деятельностью этих производств сейчас знакомятся в основном школьники в рамках профориентации по отдельным договоренностям. 

  

Не пущать! И точка! 

Почему же промышленные предприятия не хотят через туризм рекламировать и набивать цену своим изделиям? На первом месте среди причин — традиция. Не привыкли у нас пускать за заводские ворота посторонних, ссылаясь на пресловутую режимность объекта. Да и обеспечение безопасности здесь не пустой звук — еще залезут зеваки, куда не следует… К тому же туристы отвлекают от работы.  

— Зачем мне лишняя головная боль? — прямо сказал директор одного из пензенских заводов.

По его словам, глупо тратить средства на организацию экскурсий при весьма символической выгоде. Ведь денег на таком туризме не заработаешь. Зато проблем — хоть отбавляй!  

Есть еще одна причина держать ворота на замке — секретность. Особенно у оборонных предприятий, которыми, как известно, славится Пенза. Хотя ясно, что можно показывать только то, что не запрещено.
 
Ведь развивается же с 2016 года в стране военно-промышленный туризм на примере сотрудничества Уральского танкостроительного завода с Федеральным агентством по туризму. Купив тур на это оборонное предприятие, можно ознакомиться с процессом создания отечественных танков и побывать в музее бронетехники, где собрано более 1000 экспонатов. 

Пришел, увидел, оценил

За годы работы журналистом я побывал почти на всех промышленных предприятиях области и скажу с полной ответственностью: у нас немало достойных посещения мест! Это и современное производство станков (кстати, на территории предприятия «СтанкоМашСтрой» установлен уникальный памятник токарю). И выпуск тяжеловесной запорной арматуры для нефтегазовой промышленности. И конвейерное производство кухонных плит. И весьма внушительное литейное производство. А дизельный завод! Там по одной территории прогуляться — уже экскурсия, даже путешествие в прошлое: с советских времен сохранилось немало скульптурных композиций. 

— Развитие промышленного туризма невозможно без желания собственников предприятий, — вздыхает начальник отдела туризма и индустрии гостеприимства областного министерства культуры Алексей Уколов. — К сожалению, здесь мы бессильны.

И еще вопрос: а готовы ли пензенцы платить деньги за подобные экскурсии? Мы позвонили в несколько пензенских турфирм. Выяснилось, что среди взрослого населения интерес к подобного рода экскурсиям почти нулевой. Разве что учащиеся готовы ознакомиться с тем или иным ремеслом.

Однако, как нас заверили, спрос будет, если появятся предложения. Но пока — вот такой замкнутый круг, из которого выбираются самые прогрессивные в плане рекламы и продвижения своей продукции.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке