Продюсер Елена Гликман: «Шнуров проходил кастинг наравне со всеми»

Продюсер Елена Гликман: «Шнуров проходил кастинг наравне со всеми»

По словам нашей землячки, картина «Слон», в которой сыграл лидер «Ленинграда», была незаслуженно обижена

Член жюри V молодежного фестиваля научно-популярных фильмов «Kinnofest», уроженка Пензы, продюсер Елена Гликман рассказала, как она попала в профессию, почему то или иное «не выстреливает» и как ей работалось с лидером группы «Ленинград» Сергеем Шнуровым в фильме «Слон».

— Премьера фильма «Коробка», который вы привезли для показа на фестивале, состоится в кинотеатрах страны 7 апреля. Чем вас привлекла тема?
— Фильм о футболе и о проблемах, которые есть в нашей жизни. Он основан на реальных историях. Когда картину смотрели футболисты, причем из разных клубов страны, каждый из них говорил: «У меня была в жизни похожая история». Он очень понравился первым зрителям, после просмотра в Пензе меня поздравляли.

Мы долго думали, как его подавать: как спортивное кино или как историю, затрагивающую важные моменты жизни. Когда его смотришь, оно нравится, но когда говоришь о нем общие фразы — о взрослении, о первой любви, о том, как три дня изменили сознание героев — они не срабатывают. Если говорить только о конфликте вокруг «коробки», это как-то мелковато. Общество сегодня настолько накалено, особенно в мегаполисах, что конфликты могут возникать из-за косого взгляда и потом перерасти в войну.

Так что очень сложно было писать аннотацию к этому фильму — никакая точная фраза не отражает его смысл. А важно написать точно, если вы посылаете картину на фестиваль. Потому что, к примеру, на Берлинском фестивале показывают более 500 фильмов. Человека, который будет все это отсматривать, просто нет, поэтому мы долго мучаемся над написанием аннотации, но, как правило, не получается (ни у кого, кстати) отразить суть фильма.

Интересное кино

— Вы же пришли в кино из журналистики. Почему сменили профессию?
— В какой-то момент мне стало не очень интересно работать в журналистике:  я прошла свой путь от курьера в «Молодом ленинце» до главного редактора одного из приложений газеты «СПИД-инфо». И задала себе вопрос: «А что мне интересно?». Я убеждена, профессия должна быть продолжением нашей личности, использовать качества и навыки, которые заложены в нас генетически. Главное — понять, что есть суть твоей личности, и какая профессия может стать твоим продолжением. Я люблю общаться, путешествовать, организовывать процесс и… кино. Поэтому стала продюсером. Кино — такая вещь, из которого невозможно уйти, хотя сложностей много. Даже фестивали, где за красивой картинкой, блеском и мишурой спрятана трудная, эмоциональная, порой выматывающая работа.

Чтобы оставаться в профессии, порой ведешь по две-три картины. Наша студия небольшая, снимаются один-два фильма параллельно, при этом работаешь уже над следующим проектом.

— Можно ли заранее просчитать, пойдут ли люди смотреть фильм?
— Исходя из своего опыта, могу сказать: это непредсказуемо. Можно с большой долей уверенности сказать, что блокбастеры российские и зарубежные будут смотреть: «Титаника» ждал весь мир, как и «Выжившего». Что касается российских картин, то после развала Союза кинотеатры превратились в автосалоны, рынок стал очень неустойчивым. Есть фильмы, которым можно предсказать хорошую судьбу, но, как правило, все в ведении Бога.

Когда мы запускали в прокат «Питер FM», никто не ожидал, что он будет удачным с точки зрения бокс-офиса (кассовых сборов — авт.). Мы, конечно, очень надеялись, но мои партнеры — генеральные продюсеры Игорь Толстунов и Александр Роднянский — не видели в этом фильме успешной составляющей. Однако свершилось.

Люди устали от насилия в жизни и на экране, потому и восприняли «Питер FM» как глоток свежего воздуха. Но такие фильмы по-прежнему редкость в наших кинотеатрах.

Безусловно, зрители хотят «хлеба и зрелищ». Идут смотреть блокбастеры, комедии, мелодрамы. Наши продюсеры в «Питере FM» очень боялись, что вместо романтичного кино режиссер Оксана Бычкова начнет снимать социальное, скатившись в маргинальность, поиски проблемных персонажей. Потому что любой творец очень хочет вместить все, что «накипело на душе» в первый же фильм. Картина получилась легкой, легла зрителям на душу, хотя этого никто не ожидал. Ровно через год выпустили десять аналогичных комедий и ни одна не «выстрелила». Или возьмем «Красотку». Подобных фильмов потом сняли миллион — и безуспешно. Наверное, должны как-то сойтись звезды, возникнуть «химия» между кино и зрителями. Но отмечу, что люди ждут разное кино — и легкое, и зрелищное, и драматичное.

«Мы тут горшки обжигаем»

— Ваш фильм «Слон», казалось, был запрограммирован на успех: животные в кадре да плюс легендарный Сергей Шнуров. Но не попал в кон. Почему?
— Никто из прокатчиков не захотел с ним работать. Они привыкли больше иметь дело с американцами, которые четко разрабатывают маркетинговую стратегию, чем выводить на рынок российское кино.

— Как вам работалось со слоном и как удалось заманить эпатажного музыканта?
— Ну, во-первых, слонов, вернее, слоних, было две. Когда писали сценарий, мы еще не знали, что нельзя разлучать слонов, если они вместе выступают в цирке. Пока одну слониху отвлекали едой, вторая снималась, но все время искала глазами подругу и «думала», как бы к ней сбежать. Если мы долго выстраивали какой-то кадр, она могла рвануть с места и тогда съемочная группа в ужасе бросалась врассыпную.

Что касается Шнура, его приглашение в фильм — очень хорошая идея с точки зрения последующего пиара. Я понимала, что он привлечет зрителей. Но Сергей проходил такой же кастинг, как и все актеры. У него были хорошие пробы, и мы выбрали его среди прочих. Никаких проблем с ним на площадке не было.

«Слон», считаю, незаслуженно обижен. Потому что мы возили фильм на десятки фестивалей, правда, не класса «А», но вполне достойных — в Токио, Каире, на российские детские. Его очень хорошо принимали. Мы получили большое количество призов.

— Скажите, а как проходит подбор актеров. За кем последнее слово — за продюсером или режиссером?
— Кастинг проводит директор по подбору актеров по тем установкам, которые дает режиссер. Я режиссера не подменяю. Мы с ним вместе работаем, начиная со сценария, и процесс договоренности идет на начальной стадии. Стараемся работать командой и такого момента, чтобы мы спорили о том, кто из актеров снимется в той или иной роли, в нашей практике нет.

Кино для Рио

— Вы работали с режиссером Оксаной Бычковой над фильмами «Питер FM»,  «Плюс один», потом разошлись. Творческие разногласия?
— Мы с ней в очень хороших отношениях, просто каждый пошел своей дорогой. Хотели вместе снять римейк советского фильма «Слово для защиты», но денег найти не удалось. Оксана сняла в другой кинокомпании фильм «Еще один год», он завоевал приз на фестивале, а меня все поздравляли с этой победой: привыкли к нашему тандему.

С Оксаной мы же начали работать и над фильмом «Атомный Иван». Заказчик «Росатом» хотел, чтобы сюжет был схож с картиной «9 дней одного года» и смотрелся также легко, как «Питер FM». Оксана отказалась: не хотела повторяться, желая делать более сложные, драматичные, психологические фильмы.

Когда она ушла, заказчики предложили взять режиссером Василия Бархатова — знаменитого человека, поставившего оперные спектакли в Большом, Мариинском, зарубежных театрах. Я, конечно, была немного ошарашена. Мы с ним спорили так, что пух и перья летели. При монтаже Василий понял, что был не всегда прав. Но фильм получил несколько призов на наших фестивалях и его даже пригласили бразильцы на свой фестиваль, посвященный атомной энергетике. Мы получили приз «Желтый Оскар» за лучший фильм.

Я долго думала, почему такое кино — нетрадиционно снятое, не в привычной кинематографической манере, победило. И поняла: Бразилия очень театральная страна, и фильм оперного режиссера с костюмами из каких-то необыкновенных материалов им пришелся по душе.

Осталось за кадром

— Вы часто сталкиваетесь с непредвиденными ситуациями  в своей работе. Какие моменты больше всего запоминаются?
— Самые острые моменты творческого характера, когда на съемочной площадке или в процессе написания сценария происходят откровения. Все неприятные организационные моменты рано или поздно преодолеваешь. О них, конечно, помнишь, но я, как человек позитивный, стараюсь избавиться от этих воспоминаний. Хотя в фильме «Чайки», к примеру, мы хотели снять сцены в Каспийском море, но нам ФСБ не дало разрешение на съемку. Поэтому что-то осталось за кадром, несколько эпизодов остались непонятными.

— Над чем вы сейчас работаете?
— Пишем сценарий для фильма под рабочим названием «Женщины». Вместе с нами работает молодой очень талантливый режиссер Шота Гамисония. У меня мечта вернуть на экраны тонкое, умное, с неподражаемым юмором грузинское кино.

— Приз какого фестиваля вы хотели бы получить?
— Безусловно, получать призы приятно, а когда ты его ждешь, вдвойне. Но когда делаешь фильм, не думаешь об этом. Для меня большой наградой за фильм «Чайки» стало то, что мы объехали с ним весь мир и, выходя, говорили, что это первое калмыцкое кино. У калмыков, живущих по всему миру, гордость зашкаливала. Это классно! На «Кинотавре» мне важно было получить премию «За лучший дебют». И они выбрали «Чайки». На этом же фестивале дали приз «За лучшую мужскую роль» английскому актеру Джетро Скиннеру, снявшемуся в фильме «Плюс один». У него совсем не складывалась актерская судьба: на родине он играл в уличных театрах, был аниматором в больницах. Мы его попробовали, утвердили и после фильма он «проснулся знаменитым». Когда мы приехали на «Кинотавр», в него все влюбились, хотели с ним общаться. Джетро был безумно счастлив. Никакому другому призу мы не радовались так, как тогда.

— Вы не забываете Пензу. Часто приезжаете сюда?
— Конечно. Как можно забыть родной город? Здесь прошло детство, живут друзья, одноклассники — я училась в школе №24 (несколько лет назад ее здание стало филиалом лицея №2 — авт.). Даже если приезжаю на день, мы всегда встречаемся. На показ «Коробки» пришли несколько человек из класса и мой классный руководитель Валентин Иванович Никулин.

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное