Платок для Марии, или Зачем Максим Горький приезжал в Пензу

 Платок для Марии, или Зачем Максим Горький приезжал в Пензу

28 марта 2018 года исполняется 150 лет со дня рождения «буревестника  революции» — писателя,  драматурга, поэта, публициста Алексея Максимовича Горького (1868—1936). 

Основателя соцреализма и романтика, мечтавшего о «новых людях» —  сильных, смелых, гордых, свободных
Уже при жизни его почитали «одним из крупнейших и оригинальнейших наших талантов», «европейски знаменитым» и даже «великим» и пять раз номинировали на Нобелевскую премию. В СССР после А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого А.М. Горький был самым издаваемым писателем: за 1918—1986 годы общий тираж его книг составил 242 миллиона 621 тысячу экземпляров.

В 1904 году Максим Горький (наст. имя — Алексей Максимович Пешков) впервые побывал в нашей маленькой — хоть и губернской — Пензе. Приезжал писатель «по конспиративным делам» (договориться о получении паспорта для одного из «нелегальных товарищей» — социал-демократа) и пробыл у нас всего лишь два дня.  Однако Пенза, видимо, произвела на него впечатление. Не случайно наш город упоминается в его рассказах «Проходимец», «Знахарки», «Женщина», в романе «Жизнь Клима Самгина».

В гостях у художников

Остановился Горький на улице Суворовской (ныне ул. Куйбышева) у И.Ф. Блинова – секретаря земской управы. Побывал в Пензенском художественном училище, открытом в 1898 году на средства бывшего губернатора Н.Д. Селиверстова. Оно располагалось в одном из красивейших в городе зданий, построенном по проекту петербургского инженера А.П. Максимова, и имело целью «образование живописцев, скульпторов и рисовальщиков». 

Сопровождаемый преподавателями и толпой учеников, А.М. Горький с интересом осмотрел картинную галерею, классы и мастерские училища. Познакомился с его директором – академиком живописи Константином Аполлоновичем Савицким, влюбленным в искусство и в своих даровитых учеников – по большей части детей крестьян, солдат и прочей бедноты. 
Сохранилась фотография,  сделанная сыном К.А. Савицкого, Георгием, у них на квартире, располагавшейся на втором этаже училища.

Говорили об искусстве. Всем запомнился «мягкий окающий голос и добрая улыбка на суровом лице, пытливый и внимательный взгляд» писателя. 

Носил он в ту пору «декоративный костюм собственного изобретения»: «черную косоворотку тонкого сукна, подпоясанную узким кожаным ремешком, суконные шаровары, высокие сапоги и романтическую широкополую шляпу, прикрывавшую волосы, спадавшие на уши». Примерно в таком виде он и предстал перед пензенскими художниками.


А платки были чудо как хороши…

Находясь в нашем городе, А.М. Горький пожелал «приобрести пензенский пуховый платок», видимо, для Марии Федоровны Андреевой – любимой женщины, гражданской  жены, друга и секретаря, знаменитой актрисы МХТ, той самой «М.Ф.», у которой, как писал С. Черный:

Из взбитых сливок
нежный шарф…
Движенья сонно-благосклонны,
Глаза насмешливой мадонны
И голос мягче эха арф.

Образованная дворянка, «чудесная златокудрая фея», нежная и изящная, «поэтичная и воздушная», Мария Андреева отличалась изысканным вкусом и пользовалась услугами самых дорогих модисток.

«Горький, мать и я пошли в квартиру пуховщиц-старообрядцев на Никольской улице (ныне дом № 18 по улице К. Маркса. – Авт.), — вспоминал Г.К. Савицкий. – Пуховщицы стали доставать платки из сундуков и показывать их Горькому»... 

А платки были чудо как хороши! Мягкие, теплые, пушистые и настолько тонкие, что каждый из них можно было пропустить через обручальное кольцо! Они отличались высочайшим качест­вом, и им неоднократно присуждались медали: в 1891 году — на всероссийской выставке в Петербурге, а в 1893-м и 1896-м – на всемирных выставках в США (в Чикаго и Атланте).

По одним сведениям, Алексей Максимович сделал покупку, по другим – нет. Быть может, цена показалась непомерно высокой и, хотя писатель в ту пору был далеко не бедным человеком, давняя привычка не позволять себе излишеств все же взяла верх?..


«Интересовался бытом  старообрядцев»

По воспоминаниям Георгия Савицкого, во время своего визита в Пензу А.М. Горький весьма «интересовался бытом старообрядцев». Не принявшие реформу патриарха Никона и стремившиеся к сохранению старой веры, еще с середины XVII века они подвергались жестоким предследованиям, пыткам и гонениям.

Одним из первых проявлений старообрядчества в пензенском крае стало нашумевшее дело монаха Предтеченского Богородице-Одигитриевского мужского монастыря Варлаама – в миру дворянина Василия Саввича Левина (ок. 1680–1722). С 1701 года по воле отца он верой и правдой служил Отечеству. А в 1718-м, потрясенный смертным приговором царевичу Алексею и казнью его сторонников, вышел в отставку и, сблизившись с раскольниками, постригся в монахи. 19 марта 1722 года на Базарной площади в Пензе (ныне Соборная площадь) Варлаам публично объявил Петра I антихристом, за что был арестован и доставлен в Петербург, подвергнут пыткам и обезглавлен.

За недонесение на Варлаама в Пензе были казнены попы Глеб Никитин и Иван Степанов, игумен Михаил и старец Иона.Предтеченский монастырь, где «гнездился злодей», указанием Синода велено было «опустошить всеконечно», разобрать до основания, а братию и имущест­во перевести в Спасо-Преображенскую мужскую обитель.

С конца XVIII века центром старообрядчества в Поволжье стало село Поим Чембарского уезда (ныне Белинского района), где жили известные по всей России священнослужители и наставники общин (в наши дни здесь работает историко-архитектурный музей). Они чтили иконы Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного, Казанской и Владимирской Богоматери. У них были прекрасные домашние библиотеки, и учились они «путем настойчивого самообразования», стремясь просветить свой ум истинами добра и справедливости.

Возможно, именно этим и вызван был интерес писателя к старообрядцам.

Плакал «на виду у всех»

Покинув Пензу, А.М. Горький вернулся в Москву, вступил в РСДРП, был арестован и, освободившись, уехал за границу – в общей сложности на 18 лет.

После Октябрьской революции, ужаснувшись ее кровавой жестокости, он опубликует «Несвоевременные мысли», где обвинит В.И. Ленина в беззаконии и терроре. В 1929 году побывает на Соловках, в лагере особого назначения, и после разговора с мальчиком, рассказавшим ему «всю правду» о пытках, которым подвергались заключенные, будет плакать «на виду у всех». А уехав, напишет очерк о гуманных условиях содержания в лагере «врагов народа» и о достижениях чекистов в деле их перевоспитания.

В 1931 году Горький окончательно вернется в СССР. Его наградят орденом Ленина, изберут главой Союза советских писателей. Он создаст целый ряд журналов и книжных серий («Жизнь замечательных людей» – ЖЗЛ; «Библиотеку поэта» и др.), получит в дар роскошный особняк эмигрировавшего мецената и коллекционера С.П. Рябушинского (ныне музей А.М. Горького). Однако, несмотря на это, писатель будет настойчиво просить «вождя всех времен и народов» отпустить его за рубеж. Сталин, конечно, не отпустит.

Горький скончался от пневмонии в июне 1936-го на даче в Горках. Урну с прахом писателя доставили на Красную площадь в Москве и торжественно поместили в нишу Кремлевской стены. Истинная причина смерти «буревестника революции», как и его 36-летнего сына Максима Пешкова двумя годами раньше, до сих пор остается загадкой.

СПРАВКА «ПП»

Энциклопедист-самоучка

Рано осиротевший Алеша Пешков (отец умер от холеры, когда мальчику было три года, а через восемь лет от чахотки угасла и мать) систематического образования так и не получил. Босяк-самоучка, поражавший глубиной и энциклопедичностью своих знаний, он всю жизнь много и жадно читал, относясь к книгам как к чуду. А живя на Капри, буквально сотнями выписывал их из России.

Личная библиотека Максима Горького насчитывала 12 тысяч томов! Среди них сочинения дорогих нам М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, А.Н. Радищева, А.И. Куприна, В.А. Слепцова, И.М. Долгорукого, П.И. Замойского, А.Г. Малышкина… В собрании писателя была и «Строельная книга города Пензы», изданная в 1898 году типографией Императорского Московского университета. И даже в четырех экземплярах!


Ответ Горького пензенским пионерам

Ежедневно по нескольку часов в своем плотном рабочем графике А.М. Горький выделял на просмотр корреспонденции и чтение рукописей, поступавших к нему в несметном количестве.

В них он не только делал пометки, но и красным карандашом с упорством усерднейшего корректора исправлял ошибки и расставлял пропущенные знаки препинания. Так же он поступал с книгами и газетами, после чего последние тотчас выбрасывал. На все письма, кроме самых нелепых, отвечал немедленно.

Не оставил Горький без внимания и восторженное послание наших юных земляков — учащихся 4-го класса школы № 6. В октябре 1935 г. в «Правде», а затем и в областной газете появился его ответ пензен­ским пионерам. «Стыдно ученикам 4-го класса писать так малограмотно, очень стыдно! И необходимо, чтобы вы, а также подобные вам бойкие неряхи и небрежники постыдились… неумения ясно выражать свои мысли и… незнания грамматики», — негодовал он.

В то же время, щадя детское самолюбие, Алексей Максимович продолжал: «Ребята, я публикую ваше письмо в газетах, но не называю ваших имен потому, что не хочу, чтоб товарищи… жестоко осмеяли вас за… малограмотность»…

Хочется верить, что урок писателя не прошел для нас даром и сегодняшние школьники (а также их сплошь и рядом дипломированные родители!) гораздо лучше знают наш «великий и могучий» русский язык.

Цените «пророков в своем отечестве»

В начале XX века слава Горького перешагнула границы России: многие его произведения были переведены на 16 языков мира! К 1905 году пьесу «На дне» в Берлине сыграли 500 раз — успех, невиданный для тех лет. 

На пензенской сцене Горький тоже не был чужим. 

В 1904 году, уже будучи профессиональным режиссером, в родной город приехал В.Э. Мейерхольд со своим «Товариществом новой драмы» и поставил несколько его пьес.

В советское время на сцене облдрамтеатра Алексея Максимовича «экранизировали» четырежды: в 1961 году Ю. Хмелецкий поставил спектакль «Дети солнца», в 1967-м Ю. Гранатов — «Варваров», в 1975 году В. Давыдов — «Зыковых», в 1984-м Ю. Баронов вновь показал «Варваров».

Уже после перестройки, в 2000 году, «признанный мастер сцены Валерий Белякович с актерским составом, который многие называют золотым», представил на суд пензенских зрителей свою версию пьесы «На дне». Антон Хатеев сыграл вора Ваську Пепла, Евгений Бакалов — правдолюбца Сатина, Сергей Казаков — пропившего душу безымянного Актера, Татьяна Карпекина перевоплотилась в добрую и чистую Наташу, а Василий Конопатин исполнил роль утешителя Луки. 

«Спектакль прожил всего лишь шесть показов и, к сожалению, умер, — сокрушался пензенский журналист П. Прохоренков. — Я видел его — до сих пор помню мурашки по телу, слезы и мысли о том, что живем мы в удивительной стране, которая постоянно курсирует по дну, и выхода нет из безысходности. Хотя… есть: нужно начать ценить пророков в своем отечестве».


Увековечили

В память о пребывании в 1904 году М. Горького в Пензе на здании ПХУ имени К.А. Савицкого установлена мемориальная доска.
Бывшая Рождественская улица губернского центра (известная под таким названием с 1782 года, что связано с церковью Рождества Христова, построенной на ней в 1771 году) с 1919 года стала носить имя Максима Горького.

Позже улицы, названные в честь основоположника соцреализма, появились в Земетчине, Кузнецке, Никольске, Нижнем Ломове, Мокшане.

В 1978 году в сквере рядом с Фонтанной площадью был установлен гранитный бюст писателя.

Автор: Татьяна УСТИМКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное