Пензенский краевед жестко раскритиковал памятник Лермонтову в Спутнике

Пензенский краевед жестко раскритиковал памятник Лермонтову в Спутнике

Олег Антонов считает, что голову поэта «приделали» к фигуре его убийцы, одели в чужой мундир и заставили «танцевать»

В редакцию «Пензенской правды» с открытым письмом обратился известный пензенский краевед Олег Антонов, раскритиковавший новый памятник Лермонтову в Спутнике.

«Городская среда прямо или опосредованно влияет на культуру и мировоззрение человека, потому так важно продумывать и обсуждать все ее элементы, особенно же — архитектуру и скульптуры. На территории города Спутника появился памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову — подарок мордовского скульптора Сергея Гурьянова. Благородный жест, ничего не скажешь, но вот что касается самой скульптуры…

Как человек, имеющий несколько публикаций (в том числе в научных изданиях) по вопросам военной службы и судьбы Михаила Юрьевича Лермонтова, выскажу свое мнение.

Судя по эполетам с бахромой и шитью ворота, скульптор «нарядил» поручика Лермонтова в генеральский мундир. Михаил Юрьевич был храбрым офицером, не раз представлялся к наградам и повышению в звании. Например, генерал Галафеев в 1840 году в наградном списке писал о Лермонтове:

«В делах 29-го сентября и 3-го октября обратил на себя особенное внимание отрядного начальника расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством… поручик Лермонтов всюду и везде первый подвергался выстрелам хищников и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы…»

Но все представления «клались под сукно» высшим начальством. Лермонтову, видимо, не могли простить стихотворение «На смерть поэта». Как бы то ни было, в нашей культуре поэт остался навеки именно «скромным поручиком» и никакое украшательство его мундира на вкус художника недопустимо.

Глядя на скульптуру, вспоминаешь разборчивую невесту из «Женитьбы Гоголя: «Ах, если бы нос Иван Иваныча да приставить к щекам Иван Никифоровича, да хоть немного дородности Ивана Петровича, да взять сколь-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазаровича…»

Так и тут. Создается впечатление, что голову Лермонтова автор «приделал» к фигуре его убийцы (даже картинная поза та же, что на известном портрете Мартынова); одел в чужой, не по чину, мундир; да еще и ножку кокетливо изогнул, заставив танцевать мазурку.

Многие пензяки считают, что подобному памятнику не место в общественном пространстве города. Как говорится, бойтесь данайцев, дары приносящих...

А во избежание таких ситуаций должен быть метод, способ принятия решений по вопросам общественно значимых памятников. Мне это представляется так:
— проблема выносится на общественное обсуждение, собираются рецензии специалистов и отзывы общественности;
— собранные рецензии и отзывы публикуются или даются в виде обзора в местной прессе;
— все желающие имеют право и возможность прислать свой отзыв в назначенное место.

Организовывает все это тот орган, который будет представлять проект решения на утверждение губернатора или городской думы, то есть областное управление архитектуры и градостроительства или комиссия по увековечиванию памяти при городской думе.

После сбора отзывов должно быть проведено согласительное совещание с участием компетентных специалистов – тех, что давали рецензии, и представителей власти.

Комиссия принимает общее решение, выносит свой вердикт и дает рекомендации. Нужно предусмотреть и право на протест (желательно с его публикацией).

В Пензе есть и люди, и силы, и возможности для такой процедуры».

 

Читайте также:

Пензенские «Красавица и Чудовище» побывали у Александра Гордона

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER