Никита Михалков в Пензе — о классике, актерской технике и патриотизме

Никита Михалков в Пензе — о классике, актерской технике и патриотизме

Известный режиссер показал в нашем городе необычный спектакль — ФОТО

Никита Михалков и слушатели основанной им академии кинематографического и театрального искусства показали в Пензе необычный спектакль в формате открытой репетиции «Метаморфозы».

Зрители после просмотра уходили из зала в восторге. Это был настоящий театр с большой буквы, когда ты словно остаешься один на один с тем, что происходит на сцене, настолько действо поглощает тебя всю, без остатка. Ты не замечаешь, что сидишь в огромном зале с сотнями зрителей, переживая бурю эмоций от смеха до слез, от горечи до иронии. Блестящая режиссура, прекрасные актерские работы, даже самые, казалось бы, незначительные в массовке.

Спектакль играют уже целый год на разных сценических площадках Москвы и других городов страны. Сам мэтр выступает в нем в роли комментатора, поднимаясь из зала на сцену после каждого сюжета. Занимая место за столом, он рассказывает о принципах, заложенных в процесс обучения «академиков», делясь своими мыслями по поводу современной режиссуры, вспоминая комические случаи.

О мэтре
Для «академиков» этот спектакль был своего рода выпускным экзаменом. Учебное заведение, основанное в 2015 году, принимает в свои стены уже состоявшихся актеров, которые стремятся к совершенствованию, достижению выдающихся творческих результатов. Брендом академии являются инсценировки русской классики — прозы и драматургии.

Одна из слушательниц — актриса Оксана Кармишина. Она успела окончить Казанское театральное училище, Санкт-петербургскую театральную академию и поработать в театрах Самары и Питера. В спектакле «Метаморфозы» Кармишина играет острохарактерную роль в отрывке «Беззащитное существо».

— Работа с Никитой Михалковым — это подарок судьбы, — рассказала она. — Я рада получать уроки от великого мастера. Конечно, первое время была дрожь в коленках, ведь рядом — гений, но когда мы стали репетировать, стали решать общие задачи, его жесткий медийный образ испарился. Он любит актеров, он очень мягкий человек, даже слишком, на мой взгляд. Всегда готов помочь, готов аккуратно вести тебя к тому образу, который задуман.

Об актерской технике
Никита Михалков в «Метаморфозах» выступает в роли зрителя и наставника, который дает мастер-класс:

— Этот спектакль — возможность заглянуть за кулисы нашей школы, которая зиждется на идеях Константина Станиславского, Михаила Чехова, Евгения Вахтангова, Питера Брука. Станиславский создал систему для людей со средними способностями, дал им технику, которая позволяет им успешно заниматься профессией. А Михаил Чехов — это уже высшая планка, это университет. Вооружая актера техническими приемами, подходами к роли, мы даем им возможность ломать стереотипы.

Тело — инструмент фантастический, пластическое существование персонажа имеет грандиозное значение. Любое движение должно быть энергетически заряженным. Вместе с тем хороший актер должен контролировать свою энергию, чтобы в результате не падать в обморок, при всем всплеске эмоций не забывать текст и рисунок роли.

О режиссуре
— Режиссура сегодня теряет свое предназначение. Некоторые актеры даже не помнят имена постановщик, у которых снимаются в сериалах. Мы сегодня наблюдаем такую картину, когда под видом нового слова, интерпретации идет разрушение классики. Когда человека ведет только желание видеть свое имя рядом с именем Достоевского, Толстого, Чехова, абсолютно безнаказанно извращая смысл, идеи их произведений. Мы — страна великих режиссеров, не надо об этом забывать. К примеру, все американские великие актеры прошли через русскую актерскую школу, основанную в США Михаилом Чеховым. И сегодня именитые актеры приходят туда совершенствоваться. Я читал там мастер-класс, увидел среди слушателей Пола Ньюмена. Они не хотят терять навыки, хотят все время находиться в тренированном актерском состоянии. У нас почему-то такое не практикуется.

О патриотизме
— Я много езжу по стране. Для меня большая радость бывать в провинции — этот термин означает просто отдаление от центра, а сегодня чем дальше от него, тем помыслы людей чище. Сейчас часто мне задают вопрос о «Ельцин-центре» в Екатеринбурге. Я честно сказал и подкрепил свои слова аргументами, что думаю о нем. Считаю, что в этом музее врут про нашу историю, тем более детям. Когда в течение 10 минут показывают мультфильм, в котором рассказывается, что вся история страны — это безобразие (в ней будто и не было таких фигур, как Кутузов, Суворов) и только с Ельциным пришло новое, чистое, свободное время — это ложь. Это даже не в пользу Ельцина, это мешает его памяти.

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке