Михаил Светин. Гений с лягушкой в кармане

Михаил Светин. Гений с лягушкой в кармане

Галина Репная и Генрих Вавилов поделились с «Пензенской правдой» воспоминаниями об ушедшем актере

30 августа не стало народного артиста РФ Михаила Светина, создавшего десятки колоритных образов в кино. Зрителям полюбились его роли в фильмах «Чародеи», «Афоня», «Человек с бульвара Капуцинов» и многих других. (Всего на его счету более 80 работ в кино).

Немало у него и блестящих театральных ролей. В этой странице его жизни свой след оставила и Пенза. Три года (с 1966 по 1969-й) он работал в пензенском театре драмы.

За это время Михаил Семенович сыграл около полутора десятков ролей, среди которых были Гриша Редозубов в «Варварах» Максима Горького, Даниель в «Разбойниках» Фридриха Шиллера, полицейский в «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен. Он завоевал любовь и признание публики едва ли не с первого выхода на сцену.

В 1970 году Михаил Светин уехал в Ленинград, до последних дней работал в Санкт-Петербургском государственном академическом театре Комедии имени Н. Акимова.

Выходка на сцене

Пензенские актеры, работавшие с Михаилом Семеновичем, с теплотой вспоминают о нем.

Когда заслуженная артистка РФ Галина Репная (тогда совсем молоденькая девушка) пришла в 1967 году в театр, Михаил Светин уже работал там.

— Светин был очень добрым, — вспоминает она. — Никто никогда не слышал, чтобы он повышал голос. У него была потрясающая мимика. Стоило ему, вжившись в роль, выйти на сцену, зал уже начинал смеяться, хотя он еще не сказал ни слова.

А уж если он начинал что-то изображать… Например, в сцене семейной ссоры (спектакль «Страшный суд») Светин появлялся перед зрителями в одних семейных трусах и начинал натягивать на себя женскую юбку. Хохот стоял просто гомерический!

— Мы с ним много ездили по области, на гастроли. Жили в одном доме и часто ходили в гости друг к другу, — продолжает актриса. — Общались по-простому, хотя разница в возрасте была большая: мне — 21, ему — 37. Позже, когда я приезжала в Питер, он относился ко мне так же по-отечески. Никакой звездности не ощущала, хотя он уже стал известным на всю страну артистом.

Небольшой рост, забавное лицо, смешной голос — весь облик Михаила Светина вы­зывал положительные эмоции у публики. Ему и роли подбирали такие, в которых он мог использовать свои природные данные.

Михаил Семенович мог запросто «переиграть» любого артиста. Ему ничего не стоило переключить внимание публики на себя. Однажды он таким образом поддел коллегу, чтобы тот не зазнавался.
Владимир Стебаков имел шикарную внешность — настоящий герой-любовник. Светин тогда еще только влился в труппу, и признанный красавец имел неосторожность в кулуарах не слишком лестно отозваться о нем. «Что это за артист?» — сказал Стебаков, намекая на неказистый облик коллеги. Вероятно, Светину это стало известно.

Они играли вместе в спектакле «Варвары». Пока Стебаков говорил свой монолог, Светин, сидя на стуле, стал, сделав уморительную физиономию, перекидывать ногу на ногу. Зрители смотрели только на Михаила Семеновича и хихикали. Герой на его фоне просто потерялся.

Мечты комика

Михаил Семенович любил пошутить или разыграть коллег, особенно в поездках. Как-то он принес с пруда лягушку и после спектакля тихонько подложил ее в карман одному из артистов. Тот, когда обнаружил сюрприз, сразу понял, чьих рук дело, и стал гоняться за Светиным, а остальные умирали от смеха. Обижаться на него было невозможно...

Коллеги сожалеют, что не до конца раскрылся трагикомиче­ский талант Михаила Светина. Много лет он мечтал сыграть Тевье-молочника в пьесе «Поминальная молитва».

— Думаю, триумф был бы ему обеспечен, — грустно улыбается Галина Евгеньевна. – Очень жаль, что в театре им. Н. Акимова ему ее не предложили.

Грустный клоун

Актер драмтеатра, заслуженный артист РФ Генрих Вавилов обратил внимание на другую сторону натуры Михаила Семеновича. Ему не раз приходилось видеть, как за улыбкой Светина пряталась грусть. Порой он уходил в себя и не слишком-то горел желанием общаться.

Прав был Юрий Никулин, когда говорил: «В жизни клоун — очень грустный человек».

Но на сцене он был великим комиком.

— Театральному делу он, как и я, не учился, без профессионального образования (окончил музыкальное училище по классу гобоя), но благодаря своему дару, органичности и трудолюбию сделал блестящую карьеру, — подытоживает Вавилов.

Жена Михаила Семеновича Броня Проскурнина тоже работала в Пензенском театре. Женщина была крупная, и вдвоем со своим низеньким мужем редко когда выходила. А тот любил перед спектаклем сидеть в сквере имени Белинского на лавочке и развлекать молодых девчонок. Таким образом настраивался на роль.

— Бывало, идешь в театр мимо памятника неистовому Виссариону и слышишь звонкий смех — это Светин болтает с нимфетками, — вспоминает Вавилов. — Я ему всегда шутливо грозил: «Жене расскажу!». Он только рукой махал. Они жили очень дружно.

Запомнились Генриху Дмитриевичу гастроли в Киеве — родном городе Светина. Он водил коллег в гости к своему брату. Светины устроили настоящий концерт: один играл на гобое, другой — на саксофоне.

Последний раз Вавилов виделся со Светиным в 1993 году на 200-летии театра. Михаил Семенович все подначивал коллегу, интересовался, играет ли он по-прежнему милиционеров.

Вспоминая великого актера, корифеи драмы с грустью отмечают, что его отъезд из Пензы стал для нашего театра большой потерей. А вот зрители всей страны от этого только выиграли.

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное