«Ласточка» для Антонины

«Ласточка» для Антонины

Пензячка всегда хотела научиться играть на пианино, но исполнила мечту, разменяв девятый десяток

Три инструмента прошли через жизнь супругов Миряевых.

Аккордеон

Это был трофейный немецкий «Hohner» – новый, клавиши перламутровые, меха с золотым отливом. Ремни скрипели и пахли кожей.

С аккордеоном Василий Миряев возвращался в 1945 году из Берлина. Ехал на поезде в Куйбышев. Когда состав сделал остановку на станции Селикса Пензенской области, молодой фронтовик отвернулся от окна и вцепился в сиденье – опасался, что посмотрев на родные места, не выдержит и сбежит, ведь он не был дома больше пяти лет и так хотел обнять родителей!

С позиции сегодняшних дней такое поведение кажется даже жестоким по отношению к матери и отцу, тоже тосковавших по сыну. Но люди в ту пору были немного другими. Когда в
1940 году Миряева, студента Куйбышевского инженерно-строительного института, призвали в армию, он дал обещание самому себе, что как только демобилизуется, вернется на учебу. И не мог не сдержать слова. Вот и «просвистел» мимо родного дома.

В Куйбышеве Василий Петрович махнет трофейный аккордеон, на котором играть не умел, на костюм – чтобы не в солдатской гимнастерке сидеть на лекциях, а в штатском.

А через год переведется поближе к дому – на строительный факультет Пензенского индустриального института.

Гитара

Все Тонечкины родные виртуозно владели гитарой, играли на слух, музыкальных школ не оканчивали. В 30-е годы в Пензе было голодно, и семья подалась на Урал. Кормились тем, что ездили по деревням, выступали, агитировали на выборах. На тех концертах и Тоня научилась игре на гитаре.

Потом семья вернулась в Пензу. Девушка окончила десятилетку и устроилась работать в библиотеку индустриального института.

Там, в вузе, Антонина и Василий познакомились, а весной 1950-го поженились. 64 года вместе, душа в душу! В следующем году, Бог даст, отметят железную свадьбу.

Супруга большую часть трудовой биографии так и прослужила в библиотеке. А Василий Петрович прошел путь от рядового инженера до начальника домостроительного
комбината.

В нашем городе под его руководством строились первые крупнопанельные дома, поднимались новые кварталы. Василий Миряев участвовал в возведении Чистопольского часового завода (Татарстан), Лебедянского машиностроительного (Липецкая область), завода «Белинсксельмаш» (Пен­зенская область). К боевым наградам добавил орден «Знак Почета».

По отцовским стопам пошли и наследники. Дочь Миряевых – инженер-проектировщик, сын – доцент Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, внучка – главный инженер строительной фирмы, внук – архитектор.

Пианино

Ветеран Великой Отечественной войны всегда живо интересовался новым. На 90-летие родные подарили ему компьютер, он его освоил и сделал неожиданный вывод: раз у него все получилось, пусть и супруга, которая всегда сожалела, что не умеет играть на пианино, попробует научиться. Василий Петрович приобрел по объявлению в газете бэушную «Ласточку».

– Я как раз вернулась в Пензу из командировки, – рассказывает дочь Елена. – Звоню родителям узнать, как дела. И папа говорит, что мама на пианино подбирает «Катюшу». Я опешила, но потом, конечно, порадовалась за них и еще больше зауважала.

Они и сегодня, спустя пять лет, проводят вечера за музыкальным инструментом. Василий Петрович поет, а Антонина Владимировна аккомпанирует.

…Этой осенью исполняется 70 лет строительному факультету. Прежде он входил в состав Пензенского индустриального института, нынешнего ПГУ, а в 1958 году на его базе был образован строительный институт, сейчас это ПГУАС.

Миряев как один из первых выпускников факультета тоже приглашен на юбилей.

– Там, наверное, будет своя концертная программа, любителям выступить не дадут, а жаль, мы бы с Тасюрой зажгли! – шутит Василий Петрович.

Желайте, и все случится!

Так сложилось, что музыке у нас учат в детстве, причем считается, чем раньше начать, тем значительнее может быть результат. В пример приводят Моцарта, который в три года сел за клавесин и в результате стал величайшим в мировой истории музыкантом и композитором. Желающих приобщиться к гармонии после 18 лет система образования как-то не воспринимает всерьез. Может быть, зря?

По словам педагогов музыкальной школы № 1 города Пензы, к ним достаточно часто обращаются молодые люди лет 20. Они говорят, что в свое время не захотели учиться, потому что их заставляли, а теперь созрели и хотят официально посещать занятия. Педагоги вынуждены отказывать, даже если ученик готов платить — в здании не хватает площадей.

Те, кому за 40, на дипломы уже не покушаются. Покупают инструменты и учатся играть самостоятельно, изредка обращаясь к педагогам за консультацией. Например, один предприниматель, решивший освоить игру на баяне, так объяснил свой поступок: «Надоело все! Хочу прекрасного!».

— Моя знакомая, выйдя на пенсию (она живет на Западной Поляне), тоже купила пианино, чтобы подбирать песни и самой себе аккомпанировать. И у нее неплохо получилось, — говорит замдиректора школы Наталья Николаевна Николаева.

Она же рассказала о жителе Заречного, военном в отставке, который захотел научиться играть на домре. Он освоил весь школьный курс. Впечатленные его прилежанием педагоги, а они в подавляющем большинст­ве женщины, разрешили мужчине сдавать экзамены наравне с детьми.

Наша землячка Лидия Жарова в настоящее время живет в Санкт-Петербурге и работает в частной музыкальной школе. В культурной столице нашей Родины поддерживают стремление горожан учиться музыке в любом возрасте. В этой школе преподают даже звезды оперной сцены, профессора из консерватории. Им — приработок, ученикам — радость. Самой возрастной «школьнице» — 72 года, и бабушка на общих основаниях учит сольфеджио. Лидия с теплым чувством рассказывает о пожилом ученике, который попросил школьную администрацию разрешить ему платить не сразу всю сумму, а по частям — так, по его словам, легче утаивать деньги от бдительной супруги. «Не поймет она моего желания учиться, — сказал дедушка, — а я без музыки не могу!».

Лидия Жарова с детства мечтала играть на гитаре и, став взрослой, постоянно упрекала родителей за то, что те не отдали ее в музыкальную школу. Но судьба распорядилась так, что девушка получила возможность брать уроки игры на бас-гитаре в школе, где она работает. Чтобы совершенствовать мастерство, Лида записалась еще и в оркестр народных инструментов, где играет на бас-балалайке.

 

Читайте также:

В конкурсе на лучшую статью о Лермонтове приняли участие 105 школьников

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное