«Кисть и меч»: в Пензе сняли фильм об одной из самых ярких картин Серова

Сотрудники медиахолдинга «Экспресс» в свободное от работы время создали фильм «Кисть и меч» для Музея одной картины

«Кисть и меч»: в Пензе сняли фильм об одной из самых ярких картин Серова

В Музее одной картины им. Г. В. Мясникова зрителям представили полотно советского живописца и графика Владимира Серова «Ледовое побоище» из фондов Пензенской областной картинной галереи.

– Полотно выбрано не случайно, – объяснил директор картинной галереи Кирилл Застрожный. – Оно посвящено победе русских воинов под предводительством Александ­ра Невского на Чудском озере в 1242 году, а создано в блокадном Ленинграде в 1942 году. Сейчас, когда Россия снова отстаивает свою независимость, очень важно говорить о патрио­тизме, о мужестве народа.  

Вперед, в прошлое! 

Напомним, что формат Музея одной картины – это глубокое погружение в отдельно взятый художественный шедевр. Демонстрацию картины всегда сопровождает фильм, рассказывающий историю ее создания.

2025-12-05 11.26.57.jpg
На сей раз за эту работу взялись сотрудники медиахолдинга «Экспресс». Над картиной «Кисть и меч» творческая группа трудилась два месяца. Съемки велись в свободное от основной работы время. Руководил процессом исполнительный продюсер Павел Прохоренков.

– Нам нужно было охватить большой пласт истории, – рассказал он. – В фильме две линии: художники блокадного Ленинграда и победа Александ­ра Невского. В годы Великой Отечественной войны подвиги предков вдохновляли народ, поднимали патриотические устремления.  Поэтому советские художники активно обращались к историческим темам. Владимир Серов создал два полотна, посвященных ледовому побоищу, в том числе и картину, которая в середине прошлого века попала в наш город.

Атмосферу блокадного Ленинграда создатели фильма мастерски передали, используя архивные фото и видео, а современные планы снял бывший оператор канала, который несколько лет назад переехал в Санкт-Петербург.

Также зрителя знакомят с поселком Эммаусс в Тверской области, где родился Серов (нужные кадры сделали сотрудники местного канала). Таким образом, не выезжая за пределы Пензенской области, съемочной группе удалось существенно расширить географию фильма. 

Кроссовки в кадре

Ответственностью оператора Антона Комарова была работа с людьми, поиск нужных локаций и «живые» съемки.

2025-12-05 11.26.51.jpg
– Кадры, где Серов пишет картины, мы снимали в Пензенском художественном училище, – рассказал он. – Нам предоставили отличное помещение, реквизит – получилось очень аутентично. В роли художников блокадного Ленинграда выступили преподаватели и студенты учебного заведения. Им даже не нужно было вживаться в роли – они просто делали то, что умеют лучше всего.

Не обошлось без курьезов: один художник забыл про историческую правду и пришел на съемки в кроссовках, – съемочная группа чуть не пропустила этот момент.

– А когда снимали часть про Александра Невского, – рассказал Антон, – надо было показать русские просторы. Нашли хорошую локацию в пензенской глубинке: крутой берег, возвышенность, река, но в кадр попадали современные дома, провода, вышки. Это надо было увидеть и отсечь. Плюс в этом блоке мы задействовали военных реконструкторов – получилось живо и исторически правдиво.

2025-12-05 11.26.45.jpg
Кадры, где Серов печатает свои мемуары, снимали в Литературном музее, а видеоряд про детство художника – в музее Ульяновых, где нашлись подходящие декорации русского быта начала ХХ века. Кстати, Серова-ребенка сыграл пензенский школьник – 11 летний Георгий Ярмош. Он занимается в театральной студии и, по сути, был единственным профессиональным актером.  

По другую сторону камеры

Роль взрослого Серова досталась оператору медиахолдинга Александру Абубикерову. Когда искали нужный типаж, коллеги отметили его сходство с художником.

– Это был мой первый подобный опыт, – рассказал он. – Я оказался по другую сторону камеры, да еще и в роли главного героя. Но было интересно попробовать свои силы.

Александр отнесся к роли со всей ответственностью: прочитал биографию художника, отзывы современников о нем.

– Свою работу Владимир Серов воспринимал как служение, – поделился впечатлениями новоиспеченный актер, – старался поддержать боевой дух солдат, создавал мотивирующие на победу плакаты, выезжал на фронт, был очевидцем многих исторических событий. Он в принципе был серьезным человеком, а война, блокада наложили дополнительный отпечаток. Передать его серьезность мне было сложнее всего – сам я по жизни иду с улыбкой. А в остальном работа шла легко, ребята меня поддерживали, ведь наш коллектив – это фактически семья. 

Нейросети в помощь

В фильме «Кисть и меч» активно использовались новейшие технологии: во время премьерного показа на экране оживали художественные полотна, фотографии, плакаты. И это приковывало внимание зрителей.

– Мы хотели сделать патриотический фильм с современными художественными эффектами, – пояснил Павел Прохоренков, – чтобы он был понятен подрастающему поколению, созвучен их интересам. Поэтому решили задействовать нейросети. Можно по-разному к ним относиться, но за ними – будущее.

2025-12-05 11.26.38.jpg
Техническая сторона легла на плечи дизайнера медиахолдинга Евгения Шашкова.

– Я занимаюсь графическим дизайном более 15 лет, – рассказал он, – а в качестве режиссера это мой второй опыт. Нужно было с помощью искусственного интеллекта оживить картинки и сделать так, чтобы это не выглядело кустарно, нелепо. Хотелось добиться правдоподобия, внести дополнительные эмоции, уйти от статичности. Пришлось помучиться, но, считаю, что все получилось.

Все получилось – так посчитали и первые зрители нового произведения искусства в Музее одной картины.

«Пензенская правда» (№47, 3.12.2025)

Автор: Елена СЕРГИЕНКО

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER